С 1 сентября в России должны вступить в силу ключевые новеллы федерального закона №580 от 29 декабря 2022 года об организации перевозок такси. Этот документ кардинально меняет правила игры как для самих таксистов, так и пассажиров.
Так, например, на уровне региональных законодательств Петербурга и Ленобласти было принято решение, что машины такси должно быть окрашены в белый цвет и иметь жёлтые полоски по бокам.
Только это требование, распространяемое, впрочем, на водителей, получающих разрешение после 1 сентября, приведёт к росту стоимости поездок на 10—15% из-за расходов на перекраску машин, прогнозировали ранее эксперты.
Кроме того, в федеральном законе предусматривается введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами такси. Это также добавляет дополнительные затраты для участников рынка.
Теперь депутат Госдумы Борис Чернышов решил пойти ещё дальше. Под предлогом борьбы за права жильцов он предложил запретить на парковку таксистов во дворах, если время стоянки превышает 30 минут. Инициатива направлена в МВД РФ.
Разбираемся, выиграют ли петербуржцы от «ноу-хау» и нужно ли оно Северной столице?
Подготовку обращения Борис Чернышов объясняет многочисленными жалобами своих избирателей.
— Таксопарки и водители, стремясь сэкономить на оплате легальной парковки, буквально «захватывают» жилые районы своим транспортом. Уверен, эта проблема касается и других крупных городов России.
Коммерческий транспорт запаркованный в жилой зоне, — это источник неудобства для жителей, шума, опасности для играющих во дворах детей, сложностей для подъезда экстренных служб, — отмечает в документе народный избранник.
Он также констатирует, что таксопарки, не имеющие собственных парковок и гаражей, заполняют машинами места около торговых центров, парков, общественных пространств.
Сейчас есть лишь ограничения по парковке для авто массой свыше 3,5 тонн, но о такси там речи не идёт.
В связи с этим Борис Чернышов предлагает внести изменения в ПДД и запретить такси стоянку во дворах, если она превышает 30 минут. Также парламентарий убежден, что компаниям, не имеющим парковок или не арендующим их, стоить отказывать в выдаче лицензий.
Опрошенные эксперты отмечают, что в некоторых локациях Петербурга таксисты действительно любят «караулить» клиентов. Это зоны вокруг подъездов к Пулково, вокзалам, паркам, конечным станциям метро. Но массового характера пока это явление не носит, да и воплотить «ноу-хау» в жизнь будет крайне сложно с законодательной точки зрения.
Как признаёт автоэксперт Алик Кортиев, иногда выходит так, что таксист, собственник автомобиля, когда возвращается с работы, паркует машину около своего дома.
— Пока что это законное право автолюбителя хранить своё имущество там, где он считает нужным и где это официально не запрещено.
При этом, как ввести такой запрет на парковку именно для такси во дворах на законодательном уровне, я себе представляю с трудом. Опять же встаёт вопрос: где проходит граница между вот этим личным использованием и использованием в целях получения заработка? Кто, какими средствами всё это будет фиксировать? Человек может сказать: «Я здесь живу, снимаю жильё, приехал в гости к родственникам, знакомым и т.д». — констатирует он.
По словам Алика Кортиева, теоретически, речь может пойти об ограничениях в деятельности агрегаторов и требованию к ним отслеживать концентрацию зарегистрированных в таких компаниях машин в каких-то определённых локациях опять же на какой-то период времени.
— Допустим, вот на эти полчаса, 15 минут и т.д. Но технически все это реализовать будет крайне сложно, — подчеркивает он.
Как отмечают в пресс-службе сервиса «Максим», в компании согласны, что автомобили таксопарков не должны ночевать во дворах. Нормальная практика, когда арендаторы возвращают автомобили после работы на базу. Это забота арендодателей как собственников транспортных средств. За этим можно усилить контроль.
— Но многие водители такси работают на личных автомобилях. У них такие же права на парковку у дома, как у других жильцов. Вводить ограничения и запреты по признаку цвета авто или наклеек на нём абсурдно и противозаконно, — подчёркивают там.
В пресс-службе добавляют, что службы заказа такси не являются работодателями для водителей, не владеют автомобилями, поэтому их участие в регулировании того, где и на какое время водители оставляют транспорт, не может обсуждаться в принципе.
— Задача агрегатора в процессе работы водителя или таксопарка предложить ему достаточное количество заказов и оптимальную логистику, чтобы как раз минимизировать холостые пробеги и простои, при необходимости за увеличенную цену перенаправить в районы, где спрос на такси более высокий. В момент выхода водителя из рабочего приложения взаимодействие с агрегатором прекращается, — поясняют там.
Автоэксперт Денис Смольянов также считает проблему надуманной как для Москвы, так и Петербурга, в частности.
Дело в том, что со второй-третьей минуты ожидания водителем пассажира, с последнего, как правило, начинает взиматься дополнительная плата. Так что в длительных стоянках никто в принципе не заинтересован.
При переездах и перевозке объёмного багажа принято заказывать грузовое, а не легковое такси.
— Не выдавать таксисту лицензию на основании того, что у нет парковочного места или он его не арендует, это вообще как-то немыслимо в рамках существующего правого поля. Это вообще две инициативы, которая одна с другой не связаны в принципе, — рассуждает он.
Вместе с тем, как признают некоторые собеседники, если дело дойдёт до воплощения «ноу-хау» в жизнь, то, естественно, все свои дополнительные расходы таксисты переложат на плечи пассажиров плюс и к там подросшим на 15—20% расценкам за лето 2023-го ещё до старта реформы.