В феврале 2022 года крупнейшие международные бренды решили покинуть российский рынок. Одни их них пытались приспособиться к новым экономическим условиям и до последнего оставались в торговых центрах по всей России. Другие поступили радикально и полностью свернули производство и торговлю. Ситуация казалась патовой, а некоторые эксперты и вовсе предрекали скорейший экономический спад.
Однако спустя 1,5 года можно сказать, что его удалось избежать. Во многом благодаря тому, что отечественные марки и компании нарастили объёмы производства. Российские бренды Gloria Jeans, befree, Love Republic открыли и продолжают открывать магазины на площади, которую ранее занимали ушедшие бренды. Заметно «окрепли» локальные бренды, в том числе петербургские: Osome 2 some, Shu, GATE31, Urban Tiger и другие.
Некоторые компании приняли решение вернуться на российский рынок. Например испанская fashion-группа Inditex, владеющая брендами Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius, нашла выход из сложной ситуации — продала активы ближневосточной компании Daher Group.
И вот любимые многими россиянами зарубежные бренды открылись под новыми названиями и с новым ассортиментом. Среди брендов оказалась и японская розничная сеть повседневной одежды Uniqlo.
Российское представительство ООО «Юникло» было зарегистрировано 18 января 2010 года. А уже 2 апреля 2010 года сеть Uniqlo открыла первый магазин в одном из самых модных московских торговых центров — «Атриум». Открытие вызвало большой ажиотаж. Руководители компании, в том числе её глава Тадаши Янаи, заявляли, что не планируют ограничиваться Москвой, а собираются открыть магазины в Петербурге и других крупнейших городах России. На 28 февраля 2022 года российская сеть японских магазинов состояла из 50 точек. Однако в мае 2023 года все они закрылись.
Под брендом Uniqlo выпускалось большое количество мужской и женской повседневной одежды. Например классическая мужская футболка стоила в районе 999 рублей, брюки — 1999 рублей, а за 16 999 рублей можно было приобрести куртку в стиле оверсайз. Особой популярностью пользовались женские лёгкие и компактные пуховики. Их можно было приобрести от 8999 рублей. Кроме этого, бренд предлагал довольно большой выбор одежды для детей самого разного возраста — от дошкольников до подростков.
На днях в Петербурге открылся первый магазин Just Cloth. Это российский бренд, который по концепции и даже логотипу очень напоминает Uniqlo. Магазин пока открылся в ТЦ «Мега Парнас» и занимает 1200 кв. м.
До конца 2023 года сеть намерена вырасти до 11 точек и «покорить» такие российские города, как Москва, Казань, Ростов-на-Дону, Самара и Нижний Новгород.
Первым делом персональный стилист Евгения Гудошина, посетившая магазин Just Cloth, обратила внимание на тонкие пуховики и жилеты, которые упаковываются в мешочки и некогда были фирменной фишкой Uniqlo. Материал в Just Cloth, по мнению эксперта, немного отличается от Uniqlo, но в целом приятный. Качество швов и фурнитуры хорошее, разнообразная цветовая палитра.
Как отметила Евгения Гудошина, джинсы российского бренда Just Cloth уступают по качеству джинсам Uniqlo — всё-таки это некогда была сильная «позиция» японского бренда.
Видео: 78.ru
Стилист подметила одну особенность российского аналога: у Just Cloth довольно интересная мужская коллекция, благодаря чему можно собрать базовый гардероб в стиле кэжуал. Встречаются у Just Cloth яркие спортивные костюмы. Состав при этом отличается от изделия к изделию: есть и не слишком приятная на ощупь синтетика, а есть простой и средний по качеству хлопок.
В целом, в коллекции Just Cloth много базы, из которой можно собрать многослойные комплекты в стиле Uniqlo, но встречаются и уже не очень актуальные позиции, заверяет Евгения Гудошина.
В настоящий момент у бренда Just Cloth есть рюкзаки и сумки, достойные ремни из натуральной кожи и совсем небольшой выбор белья.
Стилист также отметила, что размерный ряд Just Cloth довольно необычный: чтобы узнать российский, нужно прибавить к цифре на бирке цифру два.
В целом, импортозамещение блогер оценила на 4-. Вещи сравнимого с Uniqlo качества стоят дороже, а хороших плотных футболок и джинсов, по мнению Евгении Гудошиной, в Just Cloth пока нет.
У российского бренда много верхней одежды: как демисезонной так и зимней. Например пуховики, состоящие из 80% пуха и 20 % пера, стоят 16–17 тыс. А тонкие джемпера со смесовый составом стоят 4500 рублей.
Однако на некоторые позиции цены в Just Cloth выше, чем у японского бренда Uniqlo. Жилет стоит 6490 вместо 4999 в Uniqlo, а базовые футболки — 2290 рублей. Значительный «минус» ассортимента Just Cloth в том, что все футболки имеют принты или логотипы.
В настоящий момент Zara в России называется Maag. Он пришёл в Россию только в апреле 2023-го, но за это время открыл свыше 200 точек и должен был стать полноценной заменой испанского бренда. Однако если прибыль Zara составляла порядка 30–50 млн рублей в месяц с точки, то у Maag оборот оказался в среднем ниже раза в два.
Адреса магазинов Maag в Москве:
Адреса магазинов Maag в Санкт-Петербурге:
Эксперты отмечают, что дела с продажами у Maag обстоят не лучшим образом, поскольку ассортимент сильно отличается от того, что ранее предлагала Zara: значительно ухудшилось качество одежды.
В настоящий момент коллекции Maag состоят из базовых моделей: много футболок, пиджаков, рубашек, джинсов и обуви.
Цены в Maag
Однако совсем недавно появилась информация о том, что дубайская компания Fashion And More Management DMCC, владелец магазинов одежды Maag, прекратила открывать новые магазины в России. Дело в том, что компания хочет оценить продажи и только после этого принять решение о расширении сети.
Также, по данным руководителя пресс-службы hh.ru СЗФО Марии Бузуновой, за последние три месяца петербуржцы, имеющие опыт последней работы в бренде Maag, разместили или обновили на hh.ru более 200 резюме. Вероятно, отрицательная тенденция в выручке сказывается на заработной плате сотрудников. Однако достоверной информации по данному вопросу нет.
Pull & Bear в России называется Dub. Он охарактеризовал себя как «новый бренд одежды для молодых людей, которые любят жизнь и получают от неё удовольствие». Дизайн бренда соответствует последним тенденциям молодёжной моды: здесь и популярная эстетика нулевых — Y2K, а значит, в ассортименте представлены и кроп-топы, и брюки-парашюты. При этом в коллекции можно отыскать удобный кэжуал — например футболки и джинсы.
Адреса магазинов Dub в Москве:
Адреса магазинов Dub в Санкт-Петербурге:
Качество соответствует стоимости, но в целом неплохо для масс-маркета. Нитки не торчат, сшито удовлетворительно, но ткани производитель использует демократичные.
Цены в Dub
Составы такие же, как и раньше в Pull & Bear, — хлопок, вискоза, синтетика. Одежда, судя по биркам, производится в Турции, Китае, Индии.
В целом, Dub неплохо зарекомендовал себя, в отличие от «собрата» Maag. Однако стиль одежды, которую развивает Dub, скорее, ориентирован на молодых людей (даже подростков), чем на взрослых мужчин и женщин.
В России Bershka называется Ecru. В мае 2023 года в московских ТЦ «Авиапарк», «Мега Химки», «Мега Белая дача», «Vegas», «Ривьера», «Метрополис» и «Европейский» появились магазины этого бренда. Помимо этого, точка Ecru открылась в петербургском ТЦ «Мега Дыбенко».
Адреса Ecru в Санкт-Петербурге:
В основе коллекций — стритстайл. Женская линия представлена в виде карго брюк, юбок, кроп-топов, а мужская — джинсами double knee, хлопковыми брюками, футболками с принтами и рубашками. Цены на одежду остались прежними.
Цены в Ecru
В целом, в сети довольно сложно найти негативные комментарии относительно магазина Ecru. Пожалуй, это тот самый случай, когда импортозамещение прошло успешно.
Бренд Reserved, в отличие от других брендов, принадлежал польскому ретейлеру LPP SA. Помимо Reserved, это такие бренды, как House, Cropp, Mohito и Sinsay.
После того как в мае 2022 года магазины брендов открылись в Москве, ретейлер объявил о продаже компании китайскому консорциуму, а затем и о том, что окончательно покидает Россию. Согласно условиям сделки, новый владелец не может использовать товарные знаки брендов (именно поэтому на вывесках можно увидеть сокращённые названия: RE, CR, M, XC и «Син»), однако может реализовывать все товары. На момент совершения сделки LPP SA имел более 500 торговых точек в России.
Спустя год — в мае 2023 года магазины возобновили работу под новыми названиями.
Адреса магазинов RE в Москве:
Адреса магазинов RE в Санкт-Петербурге:
Как и предполагали эксперты, ассортимент товаров в магазинах сильно не поменялся: это по-прежнему довольно качественные и базовые вещи, которые подойдут не только подросткам, но и взрослым людям. Эксперты также спрогнозировали, что китайские компании на сегодняшний день имеют крепкое положение на рынке, а потому несколько лет будут работать без каких-либо кардинальных изменений как в качестве одежды, так и в материалах.
Цены в RE
Уже сейчас можно сказать, что российский ретейл и компании из дружественных стран арендовали более половины площадей, освобождённых иностранными брендами в торговых центрах Северной столицы.
Как рассказали в консалтинговой компании Nikoliers, если в середине 2022 года у компаний H&M Group, Inditex и Fast Retailing (Uniqlo) в аренде находилось в общей сложности 77,5 тыс. кв. м, то в настоящий момент 60% этих площадей уже заняты новыми арендаторами. Эксперты также прогнозируют, что доля свободных помещений в петербургских ТЦ может вернуться в норму к концу 2023 года.