Эта история началась 8 ноября 2019 года, когда во время ссоры в квартире на набережной реки Мойки историк Олег Соколов выстрелил в 24-летнюю аспирантку СПбГУ Анастасию Ещенко из охотничьего карабина. После чего сдавил и сломал девушке шею, а затем ещё трижды выстрелил ей в голову. Спустя сутки Соколов без какого-либо угрызения совести расчленил тело Ещенко и частично утопил его в реке Мойке.
Громкое дело, потрясшее не только Петербург, но и всю Россию, завершилось судом. Ярый наполеоновский поклонник получил 12,5 лет колонии строго режима и был отправлен в не столь отдалённые места — исправительную колонию №6 в Обухово.
Видео: 78.ru
Казалось бы, горе-историка ждут душевные муки и страдания, раскаяние и отречение от всего, во что свято верил. И это в лучшем случае. В реальности же всё оказалось иначе: способность приспосабливаться к любым обстоятельствам сыграла на руку Соколову.
Жизнь в колонии напоминает Соколову курорт: есть спальня и баня, спортзал, питание регулярное — завтраки, обеды и ужины. Стерильная до скрипоты чистота. Словом, уютно!
— «Мама, я нахожусь в санатории. Строгая чистота, порядок», — приводит слова Соколова мать.
Занимается историк и просветительской деятельностью: рассказывает арестантам о том, как развивалась история России и до жути любимой Франции. Мать, правда, предостерегает сына от неугодных высказываний.
— Если дойдёшь до Бородино, не вздумай восхвалять французов. Мало того что ты и так находишься в тисках, да за тобой столько следят! — не скрывает женщина.
Нужно отдать должное Соколову, человеку с высшим образованием и учёной степенью, ведь найти общий язык с заключёнными, да ещё и колонии строго режима, крайне не просто. Неведомым образом «ребята», как ласково называет осуждённых мать Соколова, полюбили историка — вероятно, за красивые и умные слова.
По словам матери, в последнее время за Олегом ухаживают две женщины. Одна из них распоряжается злосчастной квартирой на набережной реки Мойки, а другая — поддерживает духовно. Поклонницы стараются изо всех сил: отправляют книги, ежедневно общаются. Как женщины познакомились с Соколовым, доподлинно неизвестно. Но неравный бой за сердце душегуба пока одерживает та, что работает преподавателем истории в университете.
— Мне Олег сказал: «Мама, она мне делает столько добра, что даже не знаю, как это произошло». Он хочет жениться. Она тоже историк, любительница этого дела, — сообщает мать.
Страсть к галломании (пристрастие ко всему французскому. — Прим. ред.) проявилась даже в том, что обеих женщин зовут Екатеринами. Такая ирония судьбы.
Мать призналась, что сын столкнулся с предательство со стороны самых близких. Например бывший адвокат Александр Торгашёв поначалу оказывал поддержку: в день 65-летия историка опубликовал в YouTube фильм-расследование «Что скрывает дело историка Соколова?». В описании «картины» отмечалось, что суд, вынося приговор, «находился под беспрецедентным давлением со стороны СМИ», а истина состоит в том, что кому-то понадобилось придавать столь широкой огласке это дело, в котором есть ещё много скрытых фактов. И тут, конечно, не обошлось якобы без Евгения Понасенкова*, с которым ещё до убийства шли судебные разбирательства по поводу плагиата и которые Соколов проиграл.
На деле же оказалось, что Торгашёва интересовали только деньги. Как утверждает мать Соколова, адвокат на самом деле ничего не предпринимал, для того чтобы смягчить срок наказания.
— «Говорит, мама, ты представляешь, я только в Москве узнал, что он ничего не делал, не ходил никуда — ему только нужны были деньги». <...> Когда он [Торгашёв] сказал, что ему нужны деньги, чтобы меня [мать] положить в больницу. Я ему отдала эту тетрадку, говорю — иди, смотри. Так он всё выгреб оттуда. Когда я вернулась из больницы, у меня не было денег, чтобы купить хлеба. Я пришла, открыла эту тетрадку, а там всё вытащено, всё, что было, — делится подробностями мать.
А вот знакомые, друзья и коллеги, как сообщает мать, прекратили общение с Соколовым, но теперь потихоньку возвращаются. Извиняются за предательство и спрашивают, как можно помочь историку в заключении.
Женщина также отметила, что дети Соколова не навещают: тот, что от первого брака, сейчас находится в Америке, а маленьких не пускает бывшая жена.
Мать Соколова поделилась с 78.ru тем, что сын очень надеется на амнистию. И для осуществления этой цели историк даже подружился с начальником лагеря. А кроме этого, даже возглавил библиотеку в колонии.
— Начальник лагеря так его полюбил! Олег рассказал, что он сказал: «Я за тебя душу отдам, лишь бы тебя выпустили!», — отмечает женщина.
Видео: 78.ru
Суждено ли наполеоновским планам историка Соколова осуществиться или нет, покажет время. Во всей этой истории крайне удивляет то, как поменялось отношение и к историку, и к его поступку. А ведь со дня жестокой расправы над молодой девушкой, которую лишили жизни, прошло всего лишь четыре года...
* признан Минюстом РФ иностранным агентом