В России возник неожиданный дефицит специалистов: по данным платформы HeadHunter, работодатели из сферы киноиндустрии вдруг стали размещать на сайте значительно больше вакансий.
Кроме того, вырос спрос на SMM-менеджеров и других специалистов по продвижению в соцсетях. Зарплаты SMM-менеджеров, по данным hh.ru, серьёзно выросли и стали сопоставимы с доходами работников ИТ-индустрии: они могут достигать 200 тыс. рублей.
Рост спроса на актёров и профессионалов из сферы киноиндустрии некоторые СМИ объясняют возросшей активностью онлайн-кинотеатров, которые выпускают всё больше контента: сериалов, кино и различных шоу. Как утверждает «Коммерсант», за последние полгода в России на 77% увеличился спрос на специалистов по кинопроизводству. Всё больше требуются сценаристы, гримёры, актёры, ассистенты операторов и различные технические специалисты, работающие в киноиндустрии.
Но как обстоят дела со спросом на таких специалистов в Петербурге? Мы обратились за комментарием к руководителю пресс-службы hh.ru СЗФО Марии Бузуновой, и выяснилось, что Северная столица в этот тренд не попала:
— По итогам первых шести месяцев 2023 года в сфере индустрии киностудий, звукозаписи, распространения телепрограмм, кабельном телевидении и радиовещании Петербурга было размещено чуть более 800 вакансий. По сравнению с тем же периодом 2022-го, спрос в целом по индустрии в городе упал на 4%. Да, по ряду направлений есть рост спроса, например, на сценаристов у стриминговых платформ спрос вырос на 22%, а на осветителей и костюмеров у работодателей из театральной среды спрос вырос на 67% и 75% соответственно.
Однако в общем по отрасли в Петербурге наблюдается отставание от общероссийских показателей, отметила Мария Бузунова. Так, для гримёров в нашем городе за всё полугодие было размещено лишь пять вакансий. Вероятно, их заменяют визажисты.
— Динамика спроса на режиссёров в городе не наблюдается — с начала года было размещено чуть более 60 вакансий, как и в прошлом году, — рассказывает эксперт. — Спрос на актёров вырос на 19%, но преимущественно актёров также ищут работодатели из театральной среды, квестов и даже общепит (ищут актёров-аниматоров для детских комнат). Именно в киноиндустрии спрос на актёров в Петербурге минимальный.
Среди наиболее востребованных в киноиндустрии Петербурга профессий можно назвать сценаристов, операторов и режиссёров. У них за прошедший год зарплаты выросли больше всего — на 7%. В целом же зарплаты работников сферы кино в нашем городе практически не изменились. А вот меньше всего в кинематографе получают сейчас гримёры. По данным hh.ru, зарплата гримёра по стране не превышает 34 482 рубля, в Москве же достигает лишь 40 000 рублей.
Отметим, что страдают не только гримёры: в Петербурге, да и по стране в целом зарплаты у обычных, не звёздных представителей киноиндустрии весьма посредственные. Осветителям в нашем городе предлагают 45 тыс. рублей, в Москве — до 50, в среднем по стране — около 35. Зарплата костюмера составляет примерно 40 тыс., сценариста — 57,5 в Петербурге и почти 69 в Москве. Режиссёры средней руки получают в Петербурге около 69 тыс., в Москве — примерно 80. Медианная зарплата актёра по России составляет почти 46 тыс., в Петербурге — около 68.
Спрос в Петербурге растёт в первую очередь не на производителей контента, а на специалистов, занимающихся его распространением, продажей и рекламой.
— Львиная доля спроса (68%, или больше половины рабочих мест) приходится на маркетинговых специалистов, ивент-менеджеров, пиарщиков и организаторов выставок. То есть скорее специалистов, обслуживающих отрасль кино и медиапроизводства, — рассказала Мария Бузунова.
А как обстоят дела с зарплатами и востребованностью SMM-специалистов в Петербурге? Правда ли, что их зарплаты подскочили до небес из-за роста спроса? Лишь отчасти. По данным hh.ru, максимальные зарплаты для SMM-щиков в стране доходят до 275 тыс. рублей, в Петербурге — до 125. Однако речь идёт о вознаграждении в рамках конкретного проекта, а не о постоянной занятости.
Проектная занятость — типичное предложение работодателей в сфере SMM. Поэтому и зарплаты различаются очень сильно, в зависимости от масштабов проекта. Так, минимальная зарплата SMM-щика, зафиксированная на платформе hh.ru в августе 2023-го, составляет всего 6000 рублей. В Петербурге минимум чуть выше — 10 тыс.
А вот средняя зарплата SMM-специалиста в Петербурге на данный момент составляет почти 54 тыс. рублей. Как отметила Мария Бузунова, это на 5% больше, чем в прошлом году. При этом общее количество вакансий в этой сфере относительно невелико:
— SMM-специалисты чаще всего требуются в Москве — здесь размещено более 2000 вакансий для таких работников, что составляет ровно половину от всего объёма объявлений о работе по стране. Петербург находится на втором месте по стране по спросу на контент-менеджеров (порядка 700 вакансий с начала года).
Антон Шахов, менеджер по связям с общественностью рекрутинговой онлайн-платформы SuperJob, поделился с 78.ru «портретом российского SMM-специалиста»: как правило, это женщина примерно 31 года, с высшим образованием и опытом работы 2,5 года. По данным SuperJob, 74% соискателей на должность SMM-менеджера в России — женщины, и 72% соискателей имеют диплом о высшем образовании.
По данным SuperJob, по России прирост средней рыночной зарплаты у представителей этой сферы составил по России 6,7-7,6%. Медианная зарплата SMM-щиков, по информации Антона Шахова, в сфере ретейла составляет 70 тыс. рублей, в ИТ, промышленности, медицине и сфере финансов — 75 тыс., в сфере фармацевтики и строительства — 80 тыс. Самые высокие зарплаты достигают 125-140 тыс.
При этом, как отметили в HeadHunter, чаще всего SMM-специалистов ищут ИТ-компании и ретейл.
— Также хотят, чтобы занялись развитием их соцсетей, работодатели из сферы строительства и продажи недвижимости, образовательные учреждения, вузы и онлайн-платформы, ресторанный бизнес и частные медицинские клиники, — отметила Мария Бузунова.