Прямой эфир

Гори оно синим пламенем: что будет с полыхающими лазурными автобусами в Петербурге?

Светлана Улитина
4 августа 2023, 10:26
О злоключениях лазурных автобусов в Северной столице впору снимать триллер или даже чёрную комедию. Машины нежно-голубого оттенка уже второй год полыхают на улицах города. Власти наконец приняли решение — но его последствия пока туманны.
Коллаж 78.ru: vk.com/spb, unsplash.com, Svetlana Vozmilovagloballookpress.com

Судьба лазурных автобусов в Северной столице не задалась с самого начала. Они появились на петербургских улицах весной 2022 года с началом транспортной реформы. Тогда с гордостью анонсировался выход на маршруты 2800 автобусов. Но что-то пошло не так.

Разволновался даже Лукашенко

Практически сразу после запуска с новенькими лазурными красавцами стали происходить странные инциденты. Автобусы вспыхивали прямо на ходу с завидной регулярностью: всего за два месяца прошлого лета сгорело пять «бирюзовых» машин производства Минского автомобильного завода. Всего таких автобусов в город на Неве по контрактам было поставлено 137 штук.

Первый из них полыхнул 10 июня 2022 года, а менее через две недели задымил второй. К счастью, никто не пострадал, но ситуация получила столь широкую огласку, что её освещали чуть ли не все российские СМИ. Разволновался даже Александр Лукашенко: президент Белоруссии попросил выяснить, насколько серьёзна проблема.

Однако «лазурные» автобусы продолжали вспыхивать как спички: в конце ноября он вспыхнул на Костюшко, причём машина даже не была на рейсе — стояла на площадке для эвакуации. Транспорт числился на балансе перевозчика «Домтрансавто», ему же принадлежали и первые два выгоревшие автобуса. После этого было ещё несколько подобных происшествий.

«Сначала появился запах, потом около задней двери повалил дым»

Инциденты со злополучными голубыми МАЗами можно было бы считать трагической случайностью, если бы они на этом закончились. Но с наступлением первых тёплых дней 2023 года началась вторая серия захватывающего триллера о пылающих питерских автобусах.

Утром 26 июня очередной «бирюзовый», принадлежащий «Домтрансавто», вспыхнул на Ланском шоссе, на остановке у пересечения с Ланской и Студенческой улицами. По словам очевидцев, салон объяло пламенем и дымом буквально в считанные минуты. Водители пытались потушить огонь самостоятельно, но огнетушители не справились. Пожарные приехали лишь спустя 20 минут, когда автобус уже выгорел. По счастью, снова обошлось без пострадавших.

Видео: vk.com/spb_today

А уже 4 июля заполыхал автобус на Белградской улице, и снова того же «рокового» цвета. О пострадавших ничего не сообщалось, но кадры с охваченным пламенем МАЗом наделали немало шума в соцсетях.

Фото: vk.com/regio78
Фото: vk.com/regio78

Не прошло и двух недель, как СМИ сообщили о новом инциденте. 7 июля загорелся голубой автобус перевозчика «Вест-Сервис». Инцидент произошёл в Стрельне и снова без пострадавших.

Фото: vk.com/vestystrelnu
Фото: vk.com/vestystrelnu

На следующий день огненная «эпидемия» перекинулась на Московский район: 8 июня на Кузнецовской улице из-под обшивки новенького голубого автобуса повалил дым. К счастью, до пожара дело не дошло: водитель сумел справиться с дымом с помощью штатного огнетушителя. Приехавшие на место сотрудники МЧС подтвердили — опасность миновала, источник задымления потушен.

Фото: vk.com/vestystrelnu
Фото: vk.com/vestystrelnu

А вот автобусу, загоревшемуся 29 июля на Пулковском шоссе, повезло меньше. Ну как меньше — совсем не повезло. Судя по видео и фото в соцсетях, машину буквально объяло пламенем. «Сначала появился запах, потом около задней двери повалил дым. Сказали водителю, он прижался к обочине, все вышли. Потом дым повалил сильнее, из-за него даже автобуса было не видно. Загорелся позже», - рассказывает свидетельница событий во “ВКонтакте”. И на этот раз тоже никто не пострадал.

Фото: vk.com/zkgreenkvartal
Фото: vk.com/zkgreenkvartal

Убрать с петербургских улиц

Активисты неоднократно требовали от Ространснадзора убрать «опасные» автобусы с петербургских улиц, по их просьбам не раз были организованы проверки. Но после них неизменно сообщалось, что автобусы в исправном техническом состоянии. Ни одного уголовного или административного дела возбуждено не было.

Однако после крайнего инцидента чаша терпения жителей оказалась переполненной. В соцсетях петербуржцы требуют не только снять ненадёжные машины с рейсов, но и найти и наказать виновных в возгораниях.

«Кто продолжает эксплуатировать партию технически неисправной техники и закупать ( по гос.заказу)?», «Что ни день, то горит автобус. Прокуратура не хочет провести проверку?» - возмущаются пассажиры. Их можно понять: любой такой инцидент может обернуться трагедией, и то, что пока обходилось без жертв, лишь счастливая случайность.

Многие призывают срочно отказаться от «комфортного и безопасного» белорусского транспорта. «Что за автобусы сделали, горят и горят!», - пишет возмущённая жительница Петербурга.

В Смольном признали, что с новыми автобусами серьёзные проблемы.

Не только пожары

«Лазурные» автобусы вообще как-то не прижились в нашем климате. Помимо пожаров, с ними регулярно происходят и другие инциденты, в том числе довольно курьёзные.

Чего стоит, например, недавний случай на перекрестке проспекта Стачек и улицы Трефолева, когда из автобуса «Волгабас» просто... выпал двигатель. Машина наехала на участок со снятым асфальтом и от толчка потеряла «самое дорогое».

А буквально вчера ночью «бирюзовый» пробил ограждение и врезался в столб на Кондратьевском. Версии произошедшего расходятся: кто-то говорит, что водитель просто устал и решил задремать за рулём, но у перевозчика есть другое объяснение. Якобы на дорогу перед автобусом выскочило какое-то животное, и водитель рефлекторно крутанул руль. Пассажиры отделались испугом и не пострадали, а в соцсетях тут же пошутили — мол, голубой цвет он такой, усыпляющий.

Фото: vk.com/spb_today
Фото: vk.com/spb_today

Особенности конструкции или банальная халтура?

Но даже если оставить за скобками эти несколько комичные происшествия, всё равно очевидно, что над лазоревыми автобусами довлеет какой-то злой рок. О возможной причине частых возгораний рассказали в комтрансе.

“Специфика лазурных в том, что они все низкопольные. И в них, в отличие от тех же ПАЗов, теснее компоновка «внутренностей», — заявил глава комитета по транспорту Валентин Енокаев в беседе с «Фонтанкой».

Как отметили в комтрансе, проблема даже не в том, что возгорания происходят — они так или иначе случаются всегда и на всех видах транспорта. Главная же беда автобусов в том, что они очень быстро выгорают и приходят в полную негодность. Это связано с тем, что водитель сначала должен эвакуировать из салона всех пассажиров, и только потом уже задействовать огнетушитель. К этому моменту с огнём часто бывает уже не справиться.

Комтрас озвучил и конкретные цифры: с 2022 года зарегистрировано 13 случаев возгораний автобусов, которые в результате полностью вышли из строя. Десять из них принадлежали коммерческим перевозчикам, остальные три — ГУП «Пассажиравтотранс».

Специалисты полагают, что пожары в автобусах чаще всего провоцирует попадание масла из системы гидропривода вентилятора на раскалённый двигатель. А тёплая и жаркая погода кратно увеличивают риск возгорания. Но это лишь следствие, а основной причиной могут быть некачественные запчасти: на производстве вполне могли схалтурить и поставить что-то «левое» вместо фирменного. Тем более что из-за дефицита и санкций особого выбора и конкуренции нет, и приходится покупать то, что есть.

Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

А тут ещё и транспортная реформа не вовремя подоспела, и Петербургу срочно понадобились сотни новых автобусов. Хотя даже сам Лукашенко признавал, что вообще-то автобусы для МАЗа — не совсем профильная продукция. «Тысяча автобусов для нашего предприятия, МАЗ, для которого автобусы дело второстепенное, — это огромный заказ. Выполнить бы нам этот заказ», - признавался белорусский президент.

С маршрута сняли, но надолго ли?

К счастью, ситуация с небезопасными «лазурными» автобусами наконец сдвинулась с мёртвой точки. Власти признали, что у них явно есть недочёты, которые могут приводить к возгоранию. В итоге 137 автобусов Минского автомобильного завода, поставленных в Петербург по контрактам в рамках транспортной реформы, временно сняли с эксплуатации.

Вернутся они на улицы города или нет, будет зависеть от результатов работы специальной комиссии, которая тщательно проверит автобусы и выявит их недостатки. А пока на маршруты снятых автобусов направили резервный транспорт

Впрочем, радоваться рано: буквально недавно была проведена аналогичная проверка относительно 30 автобусов «Волгабас», которую также организовали в связи с угрозой возгораний. Комиссия никаких нарушений и дефектов не обнаружила, а производитель поспешил заявить, что случаи возгорания техники были «единичными». В результате все автобусы уже вернулись на маршруты.