Петербургских водителей в очередной раз «обрадовали»: в городе могут появиться новые платные парковки. И речь даже не о Василеостровском районе — с ним дело уже давно решённое: ненавистная многими синяя разметка появится здесь осенью.
Но власти Петербурга полумер не признают: они уже задумались над тем, чтобы превратить в зону платной парковки территорию близ Чёрной речки, а заодно и на нескольких улицах вокруг Финляндского вокзала. Кроме того, в перспективе в синий цвет может окраситься и часть Московского проспекта.
Напомним, что буквально месяц назад платной стала практически вся Петроградская сторона — пока, правда, за исключением Крестовского острова, но этот «недочёт» скоро исправят. А в Центральном и Адмиралтейском районах бесплатные парковки отсутствуют как явление уже несколько лет.
Стоит отметить, что окончательного решения по поводу платной парковки на Чёрной речке и у Финбана ещё нет. В комитете по транспорту считают, что этот вопрос можно будет поднимать только после того, как всё «устаканится» с парковками на Васильевском острове. И вообще, по словам главы комтранса Валентина Енокаева, пока идея новых парковок рассматривается лишь «умозрительно» — конкретных же планов нет.
Тем не менее слухи о нововведении породили волну народного гнева в соцсетях. Автомобилисты возмущаются: мол, таким макаром «они» весь Петербург закатают в платные парковки. «А мы молчим и терпим», — пишет разгневанная подписчица паблика «Приморский район» «ВКонтакте».
«Пора прекращать эти поборы во всей стране, а в Питере уж точно», — требует петербуржец Андрей Осипов. Другой житель северной столицы по имени Михаил, напротив, призывает власти «не стесняться и быть наглее»:
«Всем горожанам вживить датчики, и при выходе из квартиры с карты будет взыматься сумма согласно утверждённым тарифам. Штрафы обязательно предусмотреть, в случае если вышел, а денег нет!!! Не стоит ограничивать себя одними платными парковками авто!!! Внимательней надо в карманы граждан заглядывать».
Не останавливаться на достигнутом советует комтрансу и Евгений Мишуров: «Предлагаю ещё ввести регистрацию велосипедов и сделать платные велосипедные парковки».
Некоторые водители указывают на то, что введение платы за парковку на Петроградке только прибавило проблем горожанам. «Несколько лет ездили купаться, были проблемы, но местечко всегда находили. Теперь машина стоит во дворе, едем на общественном транспорте, — пишет Александра Баканова. — Вместо семи-десяти минут, теперь на дорогу уходит час». Петербурженка напоминает, что вообще-то все водители и так платят транспортный налог, который идёт в бюджет, поэтому необходимость платить за парковку кажется ей издевательством.
Многих также приводит в бешенство тот факт, что 10% всех машиномест на парковках помечены как места для инвалидов. Пользователь «ВКонтакте» под ником Doctor Venture считает, что это скорее медвежья услуга автомобилистам с ограниченными возможностями: «У нас каждый десятый водитель — инвалид? Что-то не верится». По мнению автора комментария, водителей просто вынуждают нарушать правила и парковаться на местах для инвалидов, а в результате настоящему инвалиду может не найтись места.
«Грустная история для нас о том, как можно делать деньги из воздуха», — подытоживает Егор Филинов.
Впрочем, некоторые горожане смотрят на идею платной парковки скорее благожелательно: они считают, что это единственный работающий способ разгрузить центр города. Да и у жителей района будет больше шансов припарковать авто рядом с домом, раз их места не будут занимать «чужаки». Да, за право парковаться в своём районе тоже нужно заплатить, но сумма в 1800 рублей в год несопоставима с почасовой оплатой, говорят сторонники платных парковок.
И как раз в Приморском районе, добавляют пользователи соцсетей, платная парковка нужна как воздух — мол, без неё порядка не будет. «Спасателям бывает не доехать даже до въезда во двор, что уж говорить о маневрировании по самим дворам. А сколько брошенных авто? Некоторые стоят неделями, месяцами или даже годами», — сетует житель района Денис. Он предлагает смотреть на проблему шире и устроить платные парковки не только в центре, но вообще во всех городских районах с плотной многоэтажной застройкой.
В ответ на шквал возражений петербуржец привёл любопытную аналогию: плата за парковку столь же логична, сколь и плата за ночёвку в гостинице. Просто, мол, раньше эта гостиница была бесплатной и никем не контролировалась, а потому постояльцы «умудрялись спать и в коридоре, и на лестнице». Теперь же всё будет иначе.
Ещё более жёстко ответил возмущённым автомобилистам подписчик паблика «Питер:)» Денис Кораблёв:
«Нужно вообще сделать въезд в город платным для всех, кроме такси и общественного транспорта. А там, где узкие улицы и историческая застройка — таким платным, чтоб автолюбили сто раз подумали, прежде чем тащить свою тарахтелку в центр, чтобы создавать пробки».
Корреспондент 78.ru решила лично проверить, как обстоят дела с парковкой у Финляндского вокзала. А заодно поинтересовался у депутата МО Заневское городское поселение, дизайнера городской среды Дмитрия Кудинова, имеют ли петербуржцы право парковаться бесплатно на улицах родного города, или им придётся смириться с необходимостью платить?
— С одной стороны, городская территория как бы принадлежит жителям. Но с другой стороны, есть у нас такие места, спрос на которые многократно превышает количество парковочных мест. Соответственно, неизбежно возникают конфликты, — отметил Дмитрий Кудинов.
За примером далеко ходить не пришлось: прямо во время съёмки водитель одной из припаркованных машин не смог выехать из-за заблокировавшего его автомобиля. И такие ситуации встречаются сплошь и рядом.
Действенным способом урегулирования таких конфликтов как раз и является платная парковка, убеждён наш собеседник. Кто-то заплатит, кто-то найдёт другое место, но в любом случае бросать автомобили где попало будут гораздо реже. Вот только сами по себе платные парковки не станут панацеей от всех проблем: помимо организации самих машиномест нужно продумать и изменение транспортной инфраструктуры, подчеркнул депутат.
Впрочем, добавил наш собеседник, возможно, властям стоит подумать о каком-то третьем варианте решения проблемы, скажем, о развитии сети перехватывающих парковок вблизи вокзалов или об оптимизации работы общественного транспорта.
Напомним, что до недавнего времени зона платной парковки охватывала только два района Петербурга — Центральный и Адмиралтейский. В неё входили 364 улицы, на которых было оборудовано более 27 000 машиномест. Десятая часть всех мест была отведена под автомобили инвалидов.
В 2022 году власти Северной столицы, проанализировав результаты эксперимента с парковками, пришли в настоящий восторг. Оказалось, что благодаря нововведению «скорые» и пожарные стали добираться до мест ЧП вдвое быстрее, также в два раза сократилось и число ДТП. Комтранс с гордостью рапортовал тогда, что скорость общественного транспорта в центре увеличилась на целых 20%, а поток машин, следующих в центр, значительно поредел.
Уже принесли свои плоды и платные парковки на Петроградке, где было организовано 10 000 платных парковочных мест. За первый месяц работы с водителей собрали 95 млн рублей. Так что эксперимент, при всей его непопулярности у горожан, видимо, следует признать удачным. И молиться о том, чтобы его не распространили именно на твой район.
Автоэксперт Дмитрий Попов рассказал в беседе с 78.ru, какие ещё части города могут превратиться в платную парковку, если новой идее комтранса дадут ход. По его словам, в Выборгском районе речь идёт о небольшом отрезке в районе Арсенальной набережной, а в Московском и Фрунзенском районах платной может стать часть набережной Обводного канала.
Наш собеседник подчеркнул, что никакого сюрприза в этом нет: эти территории изначально планировалось отдать под платные машиноместа согласно комплексной схеме организации дорожного движения в Петербурге.
Что касается возможного появления платных парковок в районе Финляндского вокзала и на Чёрной речке, то это и впрямь было бы совсем неплохо, полагает Дмитрий Попов. В защиту своей позиции он привёл веские аргументы:
— Я не понимаю, почему эта идея вызывает в народе такое негодование и возмущение? Напомню, что подобного рода платная парковка была введена перед Московским вокзалом задолго до того, как она появилась в Центральном районе. Это нужно для того, чтобы создать ротацию транспорта: водитель приезжает, высаживает пассажиров и сразу уезжает.
В противном случае у вокзала из-за припаркованных машин просто не сможет нормально высаживать пассажиров городской транспорт, говорит эксперт. С той же целью нужно сделать платные парковки у станций метро, убеждён Дмитрий: автомобилисты должны останавливаться там только на короткое время, чтобы высадить пассажиров.
А вот в спальных районах взимать плату за стоянку машин нецелесообразно, полагает наш собеседник. «Мне бы не очень понравилось, если бы зона платных парковок расползлась бы на спальные кварталы», — признался наш собеседник. По словам специалиста, в большинстве районов Петербурга особенных проблем с парковочными местами не наблюдается.
— Гражданский проспект, Ленинский проспект, проспект Просвещения, проспект Славы — это всё проспекты, которые имеют параллельные «карманы», которые не создают помех движению основного трафика даже когда они запаркованы, — пояснил Дмитрий.
И если там, в «карманах», устроить платные парковки, то это точно можно будет назвать банальным «зарабатыванием денег», поскольку на дорожную ситуацию в городе такое нововведение никак не повлияет.
Однако с этой точкой зрения не вполне согласен муниципальный депутат Дмитрий Кудинов. Он напомнил, что в городах-сателлитах Петербурга — в Кудрово, Мурино, Шушарах — плотность застройки и населения очень высокая, машин тоже очень много, а пространства для них катастрофически не хватает. А потому именно там платные парковки нужны в первую очередь.
«Мы почему-то всегда хотим делать платные парковки в центре, но там и так идёт постоянный круговорот транспорта», — напомнил эксперт. Кудинов убеждён, что как раз в спальных районах нужно стимулировать жителей ставить свои транспортные средства на платную парковку, а не бросать их на улице.
Тем не менее, делать платными сразу целые районы города нет смысла, считает эксперт. И тем более не нужно слепо перенимать опыт Москвы, где платная парковка заняла практически весь город и даже «заползла» во дворы. Хотя бы потому, что по удобству и доступности общественный транспорт Петербурга пока ещё сильно уступает столичному.
О том же твердят и простые петербуржцы. «Я думаю, что опыт Москвы по зонам платной парковки применим к СПб тогда, когда темпы строительства метро и открытия новых станций дойдет хотя бы до уровня 50-60% от московских», — пишет пользователь «ВКонтакте» Евгений Сафонов.
Не секрет, что петербургских водителей возмущает не только сам факт появления платных парковок, но и их стоимость. Час стоянки «железного коня» стоит в городе на Неве 100 рублей — тариф тоже вполне себе «конский». Но и эта цена, как оказалось, может вырасти.
Дело в том, что согласно рекомендациям Минтранса цена за парковку определяется загруженность парковки: если занято более 85% пространства, значит, цену нужно повышать. Если меньше 85% — снижать.
По мнению автоэксперта Дмитрия Попова, властям города уже имеет смысл подумать о повышении стоимости парковки в некоторых местах Центрального и Адмиралтейского районов. «Чем ближе к центру притяжения, тем дороже», — пояснил специалист, отметив, что переход к мультитарифной политике станет следующим этапом развития городских платных парковок.
Сейчас, говорит наш собеседник, эта система пока нереализуема по банальной причине: город фактически «пошёл на поводу» у жителей районов.
— Мы взяли и сделали парковочное разрешение на весь Адмиралтейский район. Если теперь ввести мультитарифную систему, она будет несправедлива к разным резидентам, к людям, проживающим в разных местах, — уточнил эксперт.
Он привёл в качестве примера улицу Циолковского и Курляндскую в Адмиралтейском районе: там транспорта немного, поэтому парковочных мест хватает. А вот на Московском проспекте или на Ефимова все парковки забиты.
Отметим, что в центре Москвы стоимость парковки местами достигает 1000 рублей в час. А если учесть, что Петербург копирует практически все нововведения столицы, вероятно, стоит ожидать чего-то подобного и у нас.