История витражного искусства в Петербурге и России
Пик развития мирового витражного искусства пришёлся на Средние века: тогда разноцветные стёкла с библейскими сюжетами размещали на окнах и стенах храмов. Однако в России витражи в это время практически не создавали: мастера предпочитали стеклу другие материалы — дерево или керамику.
Стекольные производства появились в нашей стране в XVIII веке. Научные изыскания Михаила Ломоносова продвинули процесс изготовления стёкол вперёд: опираясь на живописное и мозаичное искусство Рима, учёный разработал особый метод — горячую прессовку.
В первой трети XIX века под влиянием западноевропейской моды на готику витражи стали элементами садово-парковых сооружений и загородных дворцов.
Витражное искусство особенно любил и коллекционировал Николай I. Ему мы должны быть благодарны за появление витражей в башне Шапель в Царском Селе или во дворце Коттедж в Петергофе.
Многие прославленные архитекторы с середины XVIII века использовали цветные стеклянные картины как украшение особняков, но настоящий витражный бум наступил на рубеже XIX и XX веков — в эпоху модерна. Петербург стал столицей этого направления. Среди знаковых фигур в искусстве витражей — В. Д. Сверчков. Он создавал витражи для конференц-зала Академии художеств, где впоследствии открылась витражная мастерская. А в Училище Штиглица под руководством Карла Бренцена организовали классы живописи по стеклу.
Во второй половине XX века в Петербурге возникла мастерская по реставрации и воссозданию витражей. В 1970–1980-х годах художники осваивали индустриальные методы в создании картин из стекла. Появились новые приёмы витражного искусства, которые однако во многом основывались на наработках прошлого.
Витражи в пространстве Петербурга
Большинство витражей, которые сохранились в историческом центре Петербурга, можно увидеть либо в составе экскурсионной группы, либо бесплатно. Рассказываем о некоторых «золотых» экспонатах.
Исаакиевский собор
Адрес: Исаакиевская площадь, 4.
В Исаакиевском соборе можно увидеть самый известный и самый большой витраж в Европе. Величественное изображение воскресшего Спасителя установлено в окне главного алтаря в 1843 году. С этого витража началось законное появление их в русских православных храмах.
Витебский вокзал
Адрес: Загородный проспект, 52.
Один из самых популярных вокзалов среди петербуржцев — Витебский — был возведён по указу Николая I. Витражи можно заметить в окнах главного вестибюля. Доминанта композиции — изображения лотоса — размещена в верхней части окна, а стебли синего цвета одновременно дополняют и разделяют окно на части.
Мало кто знает, что витражная арка Витебского вокзала перекликается с оформлением магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
Адрес: Невский проспект, 56 и Малая Садовая улица, 8.
Девять частей витражной композиции можно заметить в верхней части окон. Они имеют одинаковый рисунок, но отличаются расцветкой элементов. Растения больше похожи на абстракцию, чем на реальные цветы. Однако связь с лотосом Витебского вокзала всё же улавливается.
Доходный дом Бака
Адрес: Кирочная улица, 24.
Дом, помимо великолепного фасада, имеет просторную парадную, окна в которой украшены разноцветными виражами на каждом этаже и в некоторых квартирах. Витражи имеют один и тот же рисунок, но отличаются цветовой гаммой и некоторыми элементами изображения. В основе композиций — завитки и раковины.
Особняк Кельха
Адрес: улица Чайковского, 28.
Внутреннее убранство особняка вызывает неподдельный восторг. Невзирая на то, что во время войны в здание попала бомба, здесь сохранились витражи. В столовой, выполненной в готическом стиле, на соседних окнах изображены рыцарь и женщина с прялкой. Легенда гласит, что в переливающихся на солнце стеклянных картинах Кельх увековечил себя и жену.
Доходный дом страхового общества «Россия»
Адрес: Большая Морская улица, 35.
В доме находится комплекс из десяти витражей. Особый интерес представляет витражное изображение с двумя драконами с длинными змеевидными шеями. Есть и витражи с павлинами, и даже витражные композиции на тему Рогнарёка — конца света в скандинавской мифологии.
Кроме центральной части Петербурга, немалое количество витражей хранит Петроградская сторона и Васильевский остров. Фанаты стеклянных картин могут увидеть их на экскурсиях, пусть и к неудовольствию жильцов, они постоянно проводятся.
Хрупкость витражей очевидна, но настоящий враг стеклянных картин — равнодушие и невежественность. Хочется, чтобы витражей в нашем городе сохранилось как можно больше. Ведь на дождь и туманы, столь характерные для Петербурга, гораздо интереснее смотреть через яркие цветные стёкла.