Общество
14:0027 июля 2023

Учат дома: как вдохновить ребёнка на чтение списка летней литературы

«Не хочу, не буду!» — часто слышат родители, когда просят ребёнка открыть хотя бы одну книгу из списка летней литературы. Проблема, как говорится, вечная. Что сделать, чтобы чтение литературы было не в тягость, а в радость? Психолог и педагог поделились с 78.ru советами, которые точно сработают.
Фото: freepik.com

Какие бывают виды школьных программ в России

Рассказать о том, почему тот или иной список летней литературы утверждается, нельзя, если предварительно не вспомнить, как устроена система школьного образования в России.

На сегодняшний день в российских школах применяют два педагогических подхода — традиционный и развивающий. Первый вариант — это знакомая многим читателям советская педагогика, вертикальный тип взаимоотношений («учитель — ученик») и схема обучения «обучение — закрепление — оценка».

Второй вариант включает современные образовательные методики, когда учитель — наставник, а ученик самостоятельно принимает решения и оценивает свою работу. Развивающие программы в России чаще используют в младшем звене.

Школьные программы для учеников 1–4 класса разрабатывает и утверждает Министерство просвещения. Те программы, которые входят в федеральный перечень, считаются обязательными, а те, что не входят, — дополнительными.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Одна из самых популярных программ — «Школа России». Её особенность в том, что она объединяет как традиционные методы преподавания, так и новаторские. Цель программы для учеников младшего звена — адаптировать ученика в коллектив и помочь усвоить необходимые навыки, которые пригодятся при сдаче ВПР, а в дальнейшем — ОГЭ и ЕГЭ.

Не менее популярна и образовательная программа РИТМ («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»). Её цель говорит сама за себя — ребёнок должен овладеть этими навыками. Программа довольно гибкая, поскольку позволяет учителю комбинировать уроки с разными уровнями сложности.

Похожий подход отразился в программе «Планета знаний». Авторы разработали учебные планы, согласно которым дети младшей школы могут получать как базовые знания, так и знания повышенной сложности. Отличается эта образовательная программа и тем, что многие задания ребёнок выполняет самостоятельно. Авторы полагают, что так мотивация ученика увеличивается, поскольку он сам принимает решения.

Как только российские школьники оказываются в среднем и старшем звене, они начинают обучаться не по универсальной программе, а по конкретной. Иными словами, каждое образовательное учреждение утверждает образовательную программу. Важное примечание: методисты и учителя-предметники разрабатывают учёные планы, которые при этом должны отвечать стандартам общего образования, утверждённым Министерством просвещения и органами местного управления.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Напомним, что основными целями, тем не менее, считаются высокий уровень знаний по общеобразовательным предметам, способность принимать самостоятельные решения, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков, способность к труду.

Параллельно с основным учебным процессом с России развивается внеурочная деятельность. За последние пару лет появились такие дисциплины как «Россия — моя история», «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным», а с 1 сентября 2023 года начнётся преподавание курса «Начальная военная подготовка».

Какие авторы и книги входят в список летней литературы

После того как мы вспомнили, какие образовательные программы действуют сегодня в России, посмотрим на списки летней литературы. Например, в соответствии с программой «Школа России» летом будущие второклассники знакомятся с русскими народными сказками, произведениями авторов — сказками А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»), рассказами Н. Носова («Живая шляпа», «Заплатка», «Затейники»), П. Бажова («Серебряное копытце»), Э. Успенского («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот»), Л. Толстого («Три медведя», «Котёнок» и др.), Д. Мамина-Сибиряка («Серая шейка») и др. Нужно отметить, что, помимо отечественных авторов, в списке также присутствуют зарубежные: братья Гримм, Дж. Родари, Ш. Перро, Т. Янссон.

Будущие третьеклассники читают авторские сказки М. Горького («Самовар» и др.), Х. К. Андресона («Огниво» «Ель», «Гадкий утёнок»), В. Драгунского («Он живой и светится»), А. Толстого («Золотой ключик, или Приключения Буратино»), В. Катаева («Цветик-семицветик») и В. Гаршина («Лягушка-путешественница»), рассказы о природе В. Солоухина, В. Бианки, К. Паустовского.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Четвероклашки знакомятся летом с русскими народными сказками, авторскими сказками И. Крылова, А. С. Пушкина, А. Погорельского, рассказами Н. Гоголя, Н. Некрасова и И. С. Тургенева. Из зарубежных авторов школьникам предлагают познакомиться с Р. Брэдбери, Т. Янссон, М. Твеном и А. де Сент-Экзюпери.

Будущие пятиклассники летом знакомятся с классическими произведениями малой формы — рассказами И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А. Чехова, И. Бунина и др.

Семиклассники летом знакомятся с произведениями устного народного творчества — былинами, а также с древнерусской литературой («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Читают авторов русской литературы XVIII, XIX века и XX века. Из зарубежных авторов им предлагаются Р. Бёрнс, О. Генри и Р. Брэдбери.

Десятиклассникам предлагают в качестве обязательного чтения А. Островского («Гроза» и «Бесприданница»), А. Чехова («Вишнёвый сад» и др.) и романы Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»), Л. Толстого («Война и мир», «Севастопольские рассказы»), И. Гончарова («Обломов»), И. Тургенева («Отцы и дети», «Записки охотника»), стихотворения А. Фета, Ф. Тютчева.

Отметим, что каких-то определённых требований к списку литературы на лето нет. Педагоги могут самостоятельно добавлять или убирать произведения, которые, как им кажется, не совсем подходят.

Как вдохновить ребёнка на чтение списка летней литературы

Эксперты — детский психолог Юлия Довженко и преподаватель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Диана Шевцова ответили на вопросы 78.ru.

Они убеждены, что заставить ребёнка делать что-то против его воли, невозможно. Желаемый эффект не произойдёт, а отношения испортятся вплоть до конфликта.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Если ребёнок видел книгу, держал и слышал через взрослого, то он уже потом идёт с этим дальше. Если этого не было и когда срочно и обязательно нужно что-то прочитать, то это сложно [привить привычку], — как заново учиться плавать, — думает детский психолог.

Юлия Довженко считает, что взрослый — будь то родитель, учитель или близкий человек — должен быть сам заинтересован в чтении.

— Заставить невозможно, надо пробудить интерес. Родитель или учитель, кто-то иной в семейной среде — тот, кто уважает книгу. Тогда, если ребёнок уважает этого человека, на его примере будет читать, — резюмирует Довженко.

Чтение книг развивает словарный запас, а с теми, кто много читает, интересно разговаривать. Следует показать ребёнку эти и другие позитивные стороны чтения. Так полагает эксперт Диана Шевцова.

— Чтение классических произведений позволит увеличить активный словарный запас до 8–10 тыс. слов, то есть ребёнок не будет испытывать затруднений при подборе слов, для того чтобы сформулировать свои мысли. <…> Повысит способность находить общий язык с другими людьми, понимать их поступки, — делится мнением преподаватель русского языка и литературы.

Современные школьники много времени проводят за компьютером. Можно подойти к решению проблемы с этой стороны: предложить ребёнку такую игру, в которой сюжет завязан на литературном произведении.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Даже в компьютерных играх, которые сейчас современные школьники очень любят, многие сюжеты основаны на сюжетах классической литературы, то есть, если в дальнейшем они будут программистами компьютерных игр, они смогут эти вечные сюжеты использовать, — отмечает Диана Шевцова.

На вопрос, когда же стоит обсуждать книги с детьми, эксперт отвечает, что чем раньше, тем лучше. То есть это такая же привычка, которая развивается наряду с овладением грамотой.

— К этому надо приучать, начиная с момента овладения грамотой, даже до момента овладения грамотой, чтобы человеку было интереснее читать, — резюмирует эксперт.

Интерес к чтению и обсуждению книг должен прививаться сызмальства, чтобы затем родители не испытывали трудности в более зрелом возрасте.

Нужен ли список литературы на лето?

Вопрос довольно дискуссионный. Одни эксперты убеждены, что таким образом образовательный процесс не прерывается на целых три месяца, а ребёнку легче втянуться в учебный процесс в сентябре. К тому же школьники не всегда успевают вычитывать необходимый минимум произведений в течение учебного года, а лето — отличное время, чтобы наверстать упущенное. Другие эксперты и родители полагают, что летние каникулы предназначены для отдыха, в том числе умственного. Не менее дискуссионным является вопрос об авторах, входящих в список литературы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Очевидно, в жизни всё, как в литературе: есть вечные вопросы, ответы на которые пока ещё не даны.

ЛитератураДети Школы
Новости партнеров