Культура
14:1021 июля 2023

Как фильм «Барби» превратился из рекламы кукол в драму про феминизм и критику капитализма

21 июля в мировой прокат вышел фильм «Барби». И это удивительное событие. Почему? Казалось бы, кому нужна экранизация истории детской куклы? Да, культовой, с 60-летней историей, но о пластмассовой красотке снято больше 30 мультфильмов. Разница в том, что все они были своеобразной рекламой для детей, целевая аудитория новой картины — их родители. Сама лента не красивая сказка, а драма.
Коллаж 78.ru: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, flaticon.com/Freepik

Фильм категории «ожидание года»

Как «живая» версия приключений куклы превращается в одну из главных кинолент года? Всё просто. Разработка картины велась очень долго. Компания Mattel, производящая эти куклы, с 2009 года вела переговоры с Universal Pictures о съёмках, но дальше разговоров это не заходило, пока права на ленту не перешли к Sony. Началась бурная деятельность или её имитация: сначала переписывался сценарий, затем была смена актёрского состава, а дело всё никак не двигалось с «мёртвой точки». В 2018 году права на фильм перешли к Warner Bros. Pictures, вот тогда «Барби» и стала обретать нынешний вид.

За сценарий взялись Грета Гервиг, которая в итоге заняла и режиссёрское кресло, и её партнёр Ноа Баумбак — они вместе работали над «Милой Фрэнсис». После озвучивания этих имён стало понятно, что картина будет сильно отличаться от детских романтических историй. Гервиг, ранее снявшая «Леди-Бёрд» и свежий взгляд на «Маленьких женщин», всегда рассказывала о трудностях жизни простых девушек и их поисках своего места в мире. Баумбак, поставивший «Пока мы молоды» и «Историю о супружестве», — общепризнанный мастер «мамблкора», сюжетов, построенных на максимально реалистичных будничных диалогах.

Видео: youtube.com/Red Head Sound

Неудивительно, что эта пара превратила историю Барби в авторское высказывание, использовав антураж идеального «пластмассового» мира для большей выразительности и контраста с далёкой от сказки реальности.

Что по сюжету?

Действие картины начинается в «Барбилэнде» — идеальном солнечном мире, где живут куклы разных профессий: президент, космонавты и даже строители — все женского пола, то есть разные Барби и их подруги. А вот Кены всех видов выполняют исключительно эстетическую функцию: они просто веселятся на пляже и вечеринках.

В этом мире живёт и «стереотипная Барби» (Марго Робби), как она сама себя называет. Все её дни идеальны и одинаковы. Но потом случается нечто странное: Барби впервые думает о смерти, её стопы меняют изгиб, а потом она и вовсе находит изъяны в своём теле. Это вынуждает героиню отправиться в реальный мир и найти свою хозяйку, ведь нетипичные мысли куклы — проекция состояния владелицы. За Барби тут же увязывается влюблённый в неё Кен (Райан Гослинг). Оба они, попав в обычный мир, обнаруживают, что реальность совсем не такая, как они представляли.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Тут, пожалуй, стоит остановиться, а заодно и посоветовать читателям избегать спойлеров в интернете, чтобы не испортить впечатления от просмотра.

С самого начала может показаться, что задумка фильма даже слишком проста: в завязке иронично рассказывают, что куклы Барби дали женщинам выбор и свободу, и это решило буквально все проблемы. Попав в обычный Лос-Анджелес, герои понимают, что мир несовершенен и груб. Контраст, конечно, яркий, но вряд ли кого можно удивить подобной истиной.

Однако авторы «Барби» идут дальше. И дело не в разоблачении культа знаменитой куклы, хотя героиню Робби в какой-то момент обзовут самыми неприятными словами. Грета Гервиг изучает не только место женщины в мире, где фирму по производству кукол для девочек возглавляют сплошь мужчины. Хотя эта тема доминирует, приводя к крайне эмоциональному монологу о противоречащих друг другу обязанностях. Она переворачивает с ног на голову и историю Кена. Он, кстати, получился даже более драматичным персонажем, чем главная героиня. Сначала персонаж Гослинга довольствуется ролью «сайдкика», а потом слишком быстро цепляется за новую идею, не осознав её разрушительный потенциал. И всё потому, что ни разу в жизни не задумывался — а кто он вообще такой?

О дивный «пластмассовый» мир

Создатели картины великолепно показали кукольный мир. Все, у кого были игрушки и дома из коллекций Mattel, наверняка сразу узнают предметы, костюмы, и даже разные необычные виды кукол. В «Барби» показывают огромное количество реально существовавших персонажей этого мира, причём нередко делают акцент на самых странных экземплярах. Здесь можно увидеть Барби с телевизором на спине, беременную Барби, Барби, у которой меняется размер груди. А заодно Аллана — скромного приятеля Кена в исполнении Майкл Серы и даже Кена-русалку, которого сыграл Джон Сина. Хотя самой трогательной и искренней остаётся самая обычная кукла, с которой слишком «жёстко» поигралась какая-то девочка.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

На первом плане, конечно, традиционная пара Барби и Кена. И тут выбор актёров иначе как идеальным назвать трудно. Удивительно, что Марго Робби была не первой кандидаткой на роль: сначала приглашали Галь Гадот — ещё одну общепризнанную красавицу с модельным прошлым. Но сейчас Робби кажется лучшим воплощением персонажа: актриса отлично сочетает внешнюю почти кукольную красоту с драматическим талантом — достаточно вспомнить её образ в фильме «Тоня против всех», где она сыграла не самую неприятную травмированную героиню. Внимание, сейчас будет небольшой спойлер. Появление у Барби реальных эмоций после злонамеренно преувеличенной «пластмассовости» — один из лучших моментов фильма. Хотя станет ещё лучше, когда даже закадровый голос начнёт шутить, что она слишком красива.

У Райана Гослинга в роли Кена простора ещё больше. Опять же, юмор часто строится на его физической привлекательности — тут можно вспомнить фильм «Эта дурацкая любовь», где его персонаж снимал майку, а героиня Эммы Стоун говорила: «Тебя будто отфотошопили». Но не зря Гослинга так любят в авторском кинематографе — он играет с полной отдачей и остаётся самым трогательным героем, который проходит через серьёзную трансформацию и осознаёт свои ошибки.

«Пасхалки», ода феминизму и критика капитализма

Самое удивительное в «Барби» — то, как Гервиг и Баумбак выдерживают баланс. Фильм снят по заказу производителей кукол Mattel и Warner Bros. — одной из крупнейших кинокорпораций. Но по большей части картина представляет собой критику опасных стереотипов, а ещё больше — обличение капитализма. В эту историю авторы умудряются вписать и маленькую личную тему отношений матери с дочерью. И при этом «Барби» не забывает развлекать зрителя.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

По итогу «Барби» получается удивительно сбалансированным фильмом, сочетающим противоположности. Это жёсткая критика капитализма, рекламирующая продукцию огромной корпорации. Это авторская драма об экзистенциальном кризисе, развлекающая зрителей фансервисом и отсылками. Это ода феминизму, в которой самым трагичным персонажем оказывается мужчина. Это отличная комедия о куклах, от реалистичности которой иногда хочется плакать.

Для киноманов будет отдельное развлечение. Отсылками к миру кукол дело не ограничивается, хоть превращай просмотр в конкурс «кто заметит больше референсов». Да ещё каких: над выбором красной или синей таблетки из «Матрицы» шутили десятки раз, но кто ожидал от «Барби» подмигивания в сторону «Космической одиссеи» Кубрика, «Лиги справедливости Зака Снайдера» и работ Марселя Пруста? И это из того, что проговаривают прямо, а сколько ещё спрятано «пасхалок»? Ищите и гадайте сами. Например, зачем персонаж Уилла Феррелла держит в руках барабанные палочки: это шутка о его сходстве с Чедом Смитом из Red Hot Chilli Peppers, намёк на знаменитую сценку «я не слышу колотушку» или просто деталь без смысла? И таких моментов множество.

Большая битва двух гигантов

На фоне успешной рекламной кампании, первых сборов и высоких оценок от критиков и зрителей, уже пошли слухи, что Mattel снимет больше десятка фильмов по своим игрушкам. Увы, это можно считать как раз отражением принципов того самого капитализма. Но тут уже только время покажет: с одной стороны, мало какие коллекции могут похвастать такой культовостью, как Барби. С другой, если найти каждому проекту свою Грету Гервиг, которая сможет вывернуть сюжет наизнанку и заставить иначе взглянуть на детские игрушки, то почему бы и нет?

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Масла в огонь подливает и необычное совпадение, которое привело к флэшмобу: в большинстве стран «Барби» стартует в прокате в один день с «Оппенгеймером» — новой работой Кристофера Нолана. Так что в ближайшие недели развернётся настоящее противостояние двух киногигантов с полностью противоположной атмосферой. По этому поводу многие художники публикуют постеры вымышленного кроссовера «Барбенгеймер» — выглядит просто потрясающе.

Кино
Новости партнеров