Как «живая» версия приключений куклы превращается в одну из главных кинолент года? Всё просто. Разработка картины велась очень долго. Компания Mattel, производящая эти куклы, с 2009 года вела переговоры с Universal Pictures о съёмках, но дальше разговоров это не заходило, пока права на ленту не перешли к Sony. Началась бурная деятельность или её имитация: сначала переписывался сценарий, затем была смена актёрского состава, а дело всё никак не двигалось с «мёртвой точки». В 2018 году права на фильм перешли к Warner Bros. Pictures, вот тогда «Барби» и стала обретать нынешний вид.
За сценарий взялись Грета Гервиг, которая в итоге заняла и режиссёрское кресло, и её партнёр Ноа Баумбак — они вместе работали над «Милой Фрэнсис». После озвучивания этих имён стало понятно, что картина будет сильно отличаться от детских романтических историй. Гервиг, ранее снявшая «Леди-Бёрд» и свежий взгляд на «Маленьких женщин», всегда рассказывала о трудностях жизни простых девушек и их поисках своего места в мире. Баумбак, поставивший «Пока мы молоды» и «Историю о супружестве», — общепризнанный мастер «мамблкора», сюжетов, построенных на максимально реалистичных будничных диалогах.
Видео: youtube.com/Red Head Sound
Неудивительно, что эта пара превратила историю Барби в авторское высказывание, использовав антураж идеального «пластмассового» мира для большей выразительности и контраста с далёкой от сказки реальности.
Действие картины начинается в «Барбилэнде» — идеальном солнечном мире, где живут куклы разных профессий: президент, космонавты и даже строители — все женского пола, то есть разные Барби и их подруги. А вот Кены всех видов выполняют исключительно эстетическую функцию: они просто веселятся на пляже и вечеринках.
В этом мире живёт и «стереотипная Барби» (Марго Робби), как она сама себя называет. Все её дни идеальны и одинаковы. Но потом случается нечто странное: Барби впервые думает о смерти, её стопы меняют изгиб, а потом она и вовсе находит изъяны в своём теле. Это вынуждает героиню отправиться в реальный мир и найти свою хозяйку, ведь нетипичные мысли куклы — проекция состояния владелицы. За Барби тут же увязывается влюблённый в неё Кен (Райан Гослинг). Оба они, попав в обычный мир, обнаруживают, что реальность совсем не такая, как они представляли.
Тут, пожалуй, стоит остановиться, а заодно и посоветовать читателям избегать спойлеров в интернете, чтобы не испортить впечатления от просмотра.
С самого начала может показаться, что задумка фильма даже слишком проста: в завязке иронично рассказывают, что куклы Барби дали женщинам выбор и свободу, и это решило буквально все проблемы. Попав в обычный Лос-Анджелес, герои понимают, что мир несовершенен и груб. Контраст, конечно, яркий, но вряд ли кого можно удивить подобной истиной.
Однако авторы «Барби» идут дальше. И дело не в разоблачении культа знаменитой куклы, хотя героиню Робби в какой-то момент обзовут самыми неприятными словами. Грета Гервиг изучает не только место женщины в мире, где фирму по производству кукол для девочек возглавляют сплошь мужчины. Хотя эта тема доминирует, приводя к крайне эмоциональному монологу о противоречащих друг другу обязанностях. Она переворачивает с ног на голову и историю Кена. Он, кстати, получился даже более драматичным персонажем, чем главная героиня. Сначала персонаж Гослинга довольствуется ролью «сайдкика», а потом слишком быстро цепляется за новую идею, не осознав её разрушительный потенциал. И всё потому, что ни разу в жизни не задумывался — а кто он вообще такой?
Создатели картины великолепно показали кукольный мир. Все, у кого были игрушки и дома из коллекций Mattel, наверняка сразу узнают предметы, костюмы, и даже разные необычные виды кукол. В «Барби» показывают огромное количество реально существовавших персонажей этого мира, причём нередко делают акцент на самых странных экземплярах. Здесь можно увидеть Барби с телевизором на спине, беременную Барби, Барби, у которой меняется размер груди. А заодно Аллана — скромного приятеля Кена в исполнении Майкл Серы и даже Кена-русалку, которого сыграл Джон Сина. Хотя самой трогательной и искренней остаётся самая обычная кукла, с которой слишком «жёстко» поигралась какая-то девочка.
На первом плане, конечно, традиционная пара Барби и Кена. И тут выбор актёров иначе как идеальным назвать трудно. Удивительно, что Марго Робби была не первой кандидаткой на роль: сначала приглашали Галь Гадот — ещё одну общепризнанную красавицу с модельным прошлым. Но сейчас Робби кажется лучшим воплощением персонажа: актриса отлично сочетает внешнюю почти кукольную красоту с драматическим талантом — достаточно вспомнить её образ в фильме «Тоня против всех», где она сыграла не самую неприятную травмированную героиню. Внимание, сейчас будет небольшой спойлер. Появление у Барби реальных эмоций после злонамеренно преувеличенной «пластмассовости» — один из лучших моментов фильма. Хотя станет ещё лучше, когда даже закадровый голос начнёт шутить, что она слишком красива.
У Райана Гослинга в роли Кена простора ещё больше. Опять же, юмор часто строится на его физической привлекательности — тут можно вспомнить фильм «Эта дурацкая любовь», где его персонаж снимал майку, а героиня Эммы Стоун говорила: «Тебя будто отфотошопили». Но не зря Гослинга так любят в авторском кинематографе — он играет с полной отдачей и остаётся самым трогательным героем, который проходит через серьёзную трансформацию и осознаёт свои ошибки.
Самое удивительное в «Барби» — то, как Гервиг и Баумбак выдерживают баланс. Фильм снят по заказу производителей кукол Mattel и Warner Bros. — одной из крупнейших кинокорпораций. Но по большей части картина представляет собой критику опасных стереотипов, а ещё больше — обличение капитализма. В эту историю авторы умудряются вписать и маленькую личную тему отношений матери с дочерью. И при этом «Барби» не забывает развлекать зрителя.
По итогу «Барби» получается удивительно сбалансированным фильмом, сочетающим противоположности. Это жёсткая критика капитализма, рекламирующая продукцию огромной корпорации. Это авторская драма об экзистенциальном кризисе, развлекающая зрителей фансервисом и отсылками. Это ода феминизму, в которой самым трагичным персонажем оказывается мужчина. Это отличная комедия о куклах, от реалистичности которой иногда хочется плакать.
Для киноманов будет отдельное развлечение. Отсылками к миру кукол дело не ограничивается, хоть превращай просмотр в конкурс «кто заметит больше референсов». Да ещё каких: над выбором красной или синей таблетки из «Матрицы» шутили десятки раз, но кто ожидал от «Барби» подмигивания в сторону «Космической одиссеи» Кубрика, «Лиги справедливости Зака Снайдера» и работ Марселя Пруста? И это из того, что проговаривают прямо, а сколько ещё спрятано «пасхалок»? Ищите и гадайте сами. Например, зачем персонаж Уилла Феррелла держит в руках барабанные палочки: это шутка о его сходстве с Чедом Смитом из Red Hot Chilli Peppers, намёк на знаменитую сценку «я не слышу колотушку» или просто деталь без смысла? И таких моментов множество.
На фоне успешной рекламной кампании, первых сборов и высоких оценок от критиков и зрителей, уже пошли слухи, что Mattel снимет больше десятка фильмов по своим игрушкам. Увы, это можно считать как раз отражением принципов того самого капитализма. Но тут уже только время покажет: с одной стороны, мало какие коллекции могут похвастать такой культовостью, как Барби. С другой, если найти каждому проекту свою Грету Гервиг, которая сможет вывернуть сюжет наизнанку и заставить иначе взглянуть на детские игрушки, то почему бы и нет?
Масла в огонь подливает и необычное совпадение, которое привело к флэшмобу: в большинстве стран «Барби» стартует в прокате в один день с «Оппенгеймером» — новой работой Кристофера Нолана. Так что в ближайшие недели развернётся настоящее противостояние двух киногигантов с полностью противоположной атмосферой. По этому поводу многие художники публикуют постеры вымышленного кроссовера «Барбенгеймер» — выглядит просто потрясающе.