В российской столице пока ещё функционирует почти 1000 паркоматов. Но большая их часть, судя по всему, доживает свои последние дни. Даже несмотря на то, что паркоматы работают на солнечной энергии, их обслуживание обходится городу слишком дорого: только в прошлом году на него потратили более 100 млн рублей. При этом пользуются паркоматами единицы: по данным столичного дептранса, подавляющее большинство водителей (95%) предпочитают оплачивать парковку через приложение или по SMS.
Первые паркоматы появились на столичных улицах ещё в 2012 году. Но сегодня, как пишет «Коммерсантъ», доля оплат, проходящих через устройства для оплаты картами, составляет менее 1% от всех транзакций.
Поначалу, конечно же, эти устройства были очень востребованы: почти 40% водителей оплачивали парковку через паркомат. Однако уже через пару лет — в 2014 году — ими пользовались уже лишь 17% автомобилистов, а уже в 2018 таких «динозавров» осталось всего чуть более 2%.
Сегодня же паркоматы, кажется, и вовсе стали ненужными рудиментами, уродующими лицо белокаменной: даже приезжим куда проще оплатить парковку через SMS или приложение «Парковки России». Это занимает от силы пару минут и намного удобнее, чем бежать к заветному столбику, пытаясь уложиться в «бесплатные» 15 минут.
«Многообразие других способов оплаты позволит безболезненно убрать неиспользуемые устройства», — считают в пресс-службе «Администратора парковочного пространства» (АМПП). В планах московских властей освободить город от 590 уличных паркоматов. На это планируется потратить 11,7 млн рублей: такова стоимость тендера, объявленного московским ГКУ «Дирекция транспортных закупок». В обязанности подрядчика будет входить не только демонтаж устройств, но и приведение освободившегося места в состояние «будто ничего и не было».
Впрочем, полностью паркоматы с улиц Москвы всё же не исчезнут: они останутся возле вокзалов, больниц и торговых центров. Всего таких устройств будет около 80 на всю столицу.
Сами автомобилисты, впрочем, на сообщения о демонтаже паркоматов реагируют по-разному. Некоторые поддерживают это решение, поскольку они действительно не очень удобны в использовании. Например, паркоматы не позволяют продлить или уменьшить время стоянки — нужно сломя голову нестись к нему, чтобы выбить новый талон. В приложении же можно не только завершить или продлить время стоянки, но и найти ближайшую парковку и даже увидеть, есть ли там свободные места. А ещё в приложении отображаются полученные штрафы.
Ещё один минус паркоматов в том, что они принимают только банковские карты — наличными оплатить не получится. Кроме того, автомобилисты нередко сталкивались с проблемой «зависшего» или неработающего паркомата.
Однако есть и те, кто очередным нововведением возмущён и не скрывает этого. «А если телефон разрядился / трафик кончился / приложение висит? Не парковаться и ездить по центру кругами?», — недоумевают пользователи соцсетей. Многих возмутил тот факт, что деньги налогоплательщиков потрачены, получается, напрасно: «112 млн коту под хвост. Браво!» Мало того — теперь ещё и на демонтаж придётся раскошелиться: «А за чей счет банкет? То ставят, то убирают — виновных в студию, и пусть все издержки оплачивают».
Раз уж мы заговорили о паркоматах, устроим познавательную минутку. Знаете ли вы, что первый в мире механический паркомат появился почти 90 лет назад — в 1935 году? Аппарат, установленный в Оклахома-Сити (США), позволял оплачивать парковку монетами без участия человека. Более продвинутая версия была установлена в 1959 году в Токио — правда, этот аппарат позволял оплачивать парковку максимум на 90 минут, что было, разумеется, не очень удобно.
В Москве первая платная парковка появилась в 1997 году, но ни о какой автоматизации тогда и речи не шло: мзду за стоянку взимали крепкие ребята устрашающего вида. В 2008 году платные парковки отменили. Однако в 2012 году они вернулись в новой реинкарнации — на Петровке и в Каретном Ряду был запущен пилотный проект платной парковки с паркоматами.
Эксперимент был признан удавшимся: центр столицы вздохнул свободнее, транспорта стало намного меньше. Поэтому впоследствии зона платной парковки распространилась до Бульварного кольца, позже — до Садового, а вскоре охватила практически все районы столицы.
В Петербурге по традиции всё повторили за Москвой — в том числе и ошибки. Первые платные парковки с паркоматами появились в центре северной столицы в 2015 году. Час парковки стоил 60 рублей, но этих денег бюджет города практически не увидел. Оказалось, что городские инстанции не смогли вовремя договориться о сотрудничестве, поэтому никакие штрафы неплательщикам не приходили. Некоторое время на таких парковках ещё горели световые табло, показывающие количество свободных мест, но вскоре и они погасли.
Лишь спустя пять лет платные парковки более или менее заработали: проверять припаркованные машины начали специальные автомобили камерами — «Парконы». До последнего времени зона платной парковки охватывала два района — Центральный и Адмиралтейский. В неё входили 364 улицы, на которых было оборудовано более 27 000 машиномест.
В 2022 году власти Северной столицы в очередной раз проанализировали результаты эксперимента и порадовались:
Вдохновлённое успехом правительство Петербурга приняло решение расширить зону платной парковки ещё на 141 улицу. С 1 июля 2023 года платить за стоянку авто стало нужно и в Петроградском районе, правда, за одним исключением: бесплатными пока останутся парковки Крестовского острова. Но ненадолго: с осени и они станут платными.
Кроме того, уже скоро за парковку надо будет платить ещё в одном районе нашего города — Василеостровском.
Как рассказали осенью 2022 года в Смольном, за прошлый год платные парковки принесли в бюджет города 878,6 млн рублей. В 2023-м, благодаря расширению парковочной зоны, в комитете финансов планируют собрать не менее 2 млрд.
Для новых парковок уже активно закупается оборудование — в том числе и паркоматы. Например, только в прошлом году в центре города установили не менее 140 аппаратов. В нынешнем году их станет ещё больше: на паркоматы Смольный выделил ни много ни мало — 125 млн рублей.
Возникает вполне закономерный вопрос: насколько целесообразны такие расходы? Тем более что в нашем городе, как и в Москве, паркоматами пользуются единицы. Это признают и в Смольном: ещё в декабре 2022 года заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков рассказывал в эфире телеканала «Санкт-Петербург», что через паркоматы парковку оплачивает лишь каждый десятый водитель. Ещё 10% автомобилистов отправляют SMS. Остальные 80% пользуются исключительно парковочным приложением, и очевидно, что эта доля будет только увеличиваться. Кроме того, популярность также набирает и оплата через Telegram-бот @MyParking_bot.
Не нужно быть Вольфом Мессингом, чтобы спрогнозировать будущее платных парковок. Через пару лет те самые паркоматы, на которые город сегодня выделяет огромные деньги, вероятнее всего, превратятся в ненужные и забытые всеми артефакты вроде таксофонных будок, которыми в начале нулевых зачем-то снабдили даже глухие деревни. Тогда на программу «таксофонизации» села были потрачены какие-то безумные бюджетные средства, но по факту таксофоны оказались абсолютно бесполезны. Во-первых, сегодня в любом селе работает сотовая связь, а во-вторых, позвонить по таксофону можно только с помощью специальной карты, которую и в райцентре днём с огнём не отыскать.
Но если на сельские таксофоны просто махнули рукой — мол, не сносить же теперь — то история с паркоматами, судя по московскому опыту, ещё не закончена. Вполне возможно, что через пару лет эти устройства, за которые Смольный сегодня платит сотни миллионов, тоже демонтируют за ненадобностью. А оплатят демонтаж, как обычно, из кармана простых горожан.