Прямой эфир

Есть ли шанс у парома «Принцесса Анастасия» отправится в круиз по Балтике?

Светлана Коваленко
17 июля 2023, 12:37
Запуск «Принцессы Анастасии» из Петербурга в Калининград и на внутрироссийских маршрутах опять откладывается до лучших времён. Лайнер уже больше года простаивает в итальянском порту. Разбираемся, почему так вышло и есть ли надежда на возвращение судна.
Фото: пресс-служба компании MOBY SPL

Паром «Принцесса Анастасия» от оператора MOBY SPL LTD многие горожане хорошо помнят по круизам из Петербурга в Хельсинки, Стокгольм и Таллин. Сообщение прервалось из-за пандемии в 2020-м, когда судно отправилось в Мурманск и стало гостиницей для сотрудников одной из крупных компаний по добыче природного газа.

Весной 2022-го забрезжила надежда, что лайнер «Принцесса Анастасия» начнёт курсировать между Петербургом и Калининградом, а также выйдет на внутренние российские рейсы. Такие планы всерьёз прорабатывались.

Но уже летом 2022-го судно прибыло из Мурманска в сицилийский порт и в Россию так и не вернулось. Теперь оператор лайнера официально расписался в том, что «Принцесса Анастасия» не отправится в круизы по Балтике, как минимум, в 2023-м. Может ли что-то измениться?

Замкнутый круг для лайнера «Принцесса Анастасия»

Как разъяснил генеральный директор MOBY SPL LTD Сергей Котенёв, сама компания не является именно собственником судна, конструкция намного сложнее.

— Лайнер, которым мы пользовались как оператор, всегда состояло в залоге у банка.
«Принцесса Анастасия» находится под иностранной юрисдикцией и ходило раньше под иностранным флагом — итальянским. И именно итальянцы Moby S.p.A. и владеют.
Теперь в силу всем известных геополитических событий всё кардинально поменялось. Лайнер с такой юрисдикцией просто не может ходить между двумя российскими портами, его элементарно не вывезти из-за границы. Чтобы это сделать, паром надо сначала выкупить, — отметил он.
Фото: пресс-служба компании MOBY SPL
Фото: пресс-служба компании MOBY SPL

По словам Сергея Котенёва, теоретически покупку могли бы инициировать калининградские власти.

Но и здесь возникает замкнутый круг. Российские деньги просто невозможно перечислить теперь иностранному собственнику из-за санкций. Никто российские средства в здравом уме в Европе просто не примет.

Представитель MOBY SPL LTD напомнил и о заявлении главы Калининградской области Антона Алиханова в конце осени 2022-го о том, что судно на рейс выйти не сможет, так как нет договорённости с его владельцами.

Наконец, в Калининграде не достроен порт «Пионерский».

— Когда «Принцесса Анастасия» вернётся? Наверное, только тогда, когда снимут санкции, — заявил глава оператора.

Согласно данным портала Marinetraffic, круизный лайнер в июне прошлого года вышел из Мурманска и пришвартовался в порту итальянского города Мессина в Силиции.

Лайнер в объятьях санкций и абьюзмента

Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов подчёркивает, что информации об аналогичных кейсах с другими туристическими лайнерами пока не поступало.

— Если учитывать экономическую и политическую обстановку, то я не вижу предпосылок, которые бы позволили положительно урегулировать данный вопрос, с учётом, что речь идёт именно об Италии.
Если бы паром был пришвартован хотя бы в дружественной стране, то сложности бы тоже были, но их всё-таки можно было бы преодолеть.
А с учётом, что мы говорим об Италии, никто даже толком не захочет взяться за урегулирование ситуации из-за боязни санкций и абьюзмента, — полагает он.

Эксперт в принципе не видит никаких механизмов возвращения круизного лайнера, за исключением работы в ручном режиме по линии МИД. Но для министерства особенно сейчас это явно не первоочередная и приоритетная задача.

МИД РФ/ Фото: Баранов Владимир/globallookpress.com
МИД РФ/ Фото: Баранов Владимир/globallookpress.com

Политолог Дмитрий Солонников констатирует: разбираться по линии МИД и ЦБ можно долго и упорно, такие попытки сейчас предпринимаются. Но никаких положительных прецедентов ни по одному вопросу до сих пор нет.

— Вряд ли он будет и в случае с «Принцессой Анастасией», даже если до этого дойдёт. Так что рассчитывать на возращение круизного лайнера в ближайшее время не приходится. Ситуация может поменяться в случае наступления положительных событий для России в свете геополитики, — признаёт он.

Почему круизный лайнер не вернули оперативно?

Генеральный директор туроператора ООО «Индивидуальный туристический сервис» (ITS) Виктория Шамликашвили отмечает, что для этого парома, вероятно, было время для оперативного возвращения, пока геополитические события не стали разворачиваться столь стремительно.

— Встаёт вопрос, почему этого не произошло?
Также хочется поинтересоваться, нужны ли действительно российскому туристу такие круизы на самом деле и на кого может быть в принципе рассчитан такой продукт? Есть ли какие-то интересные пункты между Петербургом и Калининградом?
Вернуть паром до восстановления цивилизованных отношений в мире, на мой взгляд, вряд ли получится, — уверена она.

По словам Виктории Шамликашвили давно надо было заниматься импортозамещением в отрасли, но даже в советские времена круизные лайнеры были в основном иностранного производства.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Получится ли это сделать в ближайший год, два? Конечно, нет. На это потребуется значительное время и усилия.
Но прежде всего, надо сделать так, чтобы люди были готовы платить за качественный дополнительный сервис, а для этого они должны хорошо зарабатывать. Стоит также задача превратить инвестиции в туристическую инфраструктуру, в те же паромы, в реально прибыльные, а пока маржинальность по ним оставляет, увы, желать лучшего, — считает эксперт.

Здесь стоит пояснить, что до 2016 года оператором круизного лайнера «Принцессы Анастасии» была компания St. Peter Line. Но затем она была поглощена Moby S.p.A, в результате которого и возникла Moby SPL.

Сам лайнер был построен в 1986 финской компанией Warstila и мог перевозить до 2500 пассажиров и также занимался транспортировкой автомобилей.