Культура
08:339 июля 2023

Дмитрию Дюжеву — 45: кинопуть от Спилберга к Лунгину

Актёр успел поработать с ведущими режиссёрами российского кино и засветиться в массовке у Спилберга. Вспомним главные фильмы в творческой судьбе Дюжева.
Коллаж 78.ru: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, kinopoisk.ru, flaticon.com/Freepik

На заре карьеры

По иронии судьбы, в детстве актёр, впоследствии прославившийся ролями бандитов, хотел стать милиционером. Определяющую роль в выборе профессии сыграло творческое прошлое отца — Пётр Дюжев работал в астраханском ТЮЗе.

Впрочем, какое-то время Дмитрий всерьёз подумывал стать моряком и даже готовился поступать в профильное училище. Но в конце концов артистические корни взяли верх, и в 1995 году Дюжев поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. Азы лицедейства он осваивал в актёрской группе под руководством Марка Захарова. О мэтре отечественного кинематографа герой статьи вспоминал с уважением, но как об « абсолютном диктаторе».

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

Свою первую роль в кино сыграл пусть и в массовке, но зато у самого Стивена Спилберга. Драма «Изгой» о современном Робинзоне в исполнении Тома Хэнкса начинается со сцены в офисе филиала американской компании FedEx в Москве. Там облачённый в шапку-ушанку (куда же без неё в голливудском фильме про Россию) Дюжев молча стоит среди рабочих, курит и разгружает курьерскую машину прямо на Красной площади.

Дебют у Шахназарова и «слёзы счастья»

Далее Дюжеву повезло работать с Кареном Шахназаровым, чей фильм «Курьер» (1986) стал одним из главных символов перестройки. После распада СССР режиссёр оказался в числе немногих постановщиков, способных снимать относительно высокобюджетные фильмы в то непростое время.

Трагикомедия «Яды, или всемирная история отравлений», содержащая множество исторических «костюмных» сцен как раз относится к таким кинокартинам. В этом фильме Дюжеву досталась эпизодическая роль доктора Эдмы Коста, гостя на обеде у печально известного Папы Римского Александра VI Борджиа (Олег Басилашвили).

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Шахназаров обратил внимание на молодого актёра: в 2004 году на экраны вышла историческая драма «Всадник по имени Смерть», где ему досталась более значительная роль, нежели в «Ядах». Тогда Дюжев впервые испытал профессиональное счастье, что называется, «до слёз»: режиссёр отдал ему предпочтение перед остальными кандидатами, среди которых был Фёдор Бондарчук.

Прорывная роль в «Бригаде»

23 сентября 2002 года состоялась премьера первой серии криминального сериала, который стал вехой в истории российского ТВ. Пускай «Бригаде» далеко до эталонных криминальных саг вроде «Однажды в Америке»: непритязательный российский зритель, привыкший к низкокачественному изображению и мелькающим в кадре микрофонам, был потрясён масштабом телевизионной постановки.

Для съёмок были задействованы 350 объектов и использовано почти 900 комплектов костюмов. Бюджет каждой серии составлял примерно 180 тыс. долларов, а всего сериала в совокупности — около 2,7 млн долларов.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

По-настоящему впечатлял автопарк, имевшийся в распоряжении создателей «Бригады»: он насчитывал порядка 100 автомобилей, включая «шестисотый» Mersedes, взорванный на набережной Тараса Шевченко ради эффектной сцены. Дороговизна постановки подкупала зрительский интерес, и на протяжении 15 серий едва ли не вся страна прилипала к экрану по вечерам.

Сериал прославил всех актёров, сыгравших в нём главные роли. Герой Дюжева «Космос» демонстрирует незаурядную эволюцию своего персонажа, со временем превращаясь в источник немалых бед для своих «партнёров по опасному бизнесу». И всё же, несмотря на свою жестокость и неуравновешенность, он умудряется не терять своего обаяния и приверженности идеалам дружбы. Это и предопределило любовь зрителей к Космосу, а заодно позволило найти Дюжеву комически-брутальное амплуа.

В ролях у Балабанова

После удачных «Брата 2» и «Войны» главного постсоветского режиссёра постигла череда трагических неудач. После гибели Бодрова-младшего Балабанов приступил к работе над «Американцем» с Майклом Бином («Терминатор») и Алексеем Чадовым в главных ролях. В Норильске голливудский актёр ушёл в затяжной запой, сорвав съёмки фильма. В итоге Балабанов прервал режиссёрское молчание, выпустив на экраны кровавую комедию «Жмурки», которая выглядит легковесной пародией на его предыдущие работы.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Комментируя актёрскую игру в этом фильме, переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков отмечает:

— Актёр развернул своё дарование во всю мощь и включил такого свирепого дурака, что местами можно прослезиться.

«Жмурки» были показаны на престижном кинофестивале в Роттердаме и со временем заслужили статус культового фильма. Хулиганский тон картины нивелирует местами совершенно неуместный пафос «Бригады», фактически «закрывая» тему 90-х в кино.

Комедийный талант Дюжева пригодился Балабанову ещё раз во время работы над «Мне не больно». Оба фильма трудно назвать лучшими в фильмографии режиссёра. Скорее, это мастерское упражнение в жанровом кино (криминальная комедия и мелодрама), ставшее спасением для Балабанова после пережитых трудностей. Любопытно, что герой Дюжева из «Мне не больно» ближе к концу фильма одет в свитер почти как у Данилы Багрова.

Драматический поворот в карьере: «Остров» Павла Лунгина

Съёмки в религиозной драме Павла Лунгина стали такой же отдушиной для Дюжева, как «Жмурки» и «Мне не больно» для Балабанова. За пять лет актёр пережил настоящую трагедию, потеряв всю семью.

Персонажа Дюжева зовут Иов — так же, как многострадального ветхозаветного героя, испытавшего на себе все бедствия земной жизни и оставшегося непорочным. Близкое общение с монахами, консультировавшими создателей картины, помогло Дюжеву глубже погрузиться в роль мнительного отца Иова, а работа над фильмом в целом — пережить душевный кризис. Критики и зрители по достоинству оценили смену актёром привычного амплуа «громилы».

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Фильм с успехом прошёл в российском прокате и завоевал в общей сложности 12 премий «Ника» и «Золотой орёл». А во Франции, где Лунгина хорошо знают со времён каннского триумфа «Такси-блюз» (1990), картину посмотрели более 60 тыс. человек.

Кино
Новости партнеров