Прямой эфир

День Петра и Февронии: кто написал сказание о князе и мудрой деве и что в нём необычного?

8 июл, 12:07
Маргарита Звягинцева
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко Дню Петра и Февронии. Кто впервые записал историю муромских святых XIII века, чем она отличается от других житий и существовали ли Пётр и Феврония на самом деле?
Коллаж 78.ru: wikimedia.org, pexels.com, flaticon.com

Шедевр пера Ермолая-Еразма

Легенда о святых Петре и Февронии дошла до нас благодаря выдающемуся писателю XVI века Ермолаю-Еразму, современнику Ивана Грозного. Именно он по поручению митрополита Макария впервые записал историю этой пары, ранее существовавшую лишь в виде устных легенд и сказаний.

Правда, получившееся произведения невозможно отнести к классическим житиям святых. Слишком большая часть «Повести о Петре и Февронии» выглядит как типичная русская сказка: с элементами волшебства и загадок-головоломок, которые загадывают друг другу действующие лица.

По мнению литературоведов, в этом произведении объединены два фольклорных сюжета: об огненном змее и о мудрой деве. И первый плавно перетекает во второй. Загадками говорят самые разные герои: и змей, и Феврония, и даже сам князь решает дать девушке невыполнимую задачу, чтобы проверить её мудрость.

Первая загадка сказания

Случилась эта история, если верить Еразму, на рубеже XII и XIII веков в городе Муроме. К супруге правившего там князя Павла стал наведываться огненный змей. Он принимал облик её мужа и склонял женщину к плотским утехам. Образ огненного змея как своеобразного инкуба, демона-любовника, принимающего вид возлюбленного героини, встречается в русском фольклоре нередко.

Икона с житием святых Петра и Февронии/ Фото: wikimedia.org
Икона с житием святых Петра и Февронии/ Фото: wikimedia.org

В конце концов княгиня не выдержала и призналась Павлу в этой связи. Но князь сразу разбираться с демоническим любовником не пошёл, а повелел жене вызнать у змея, как его можно убить. Легкомысленный змей, хоть и иносказательно, но признался красавице: «Погибну я от Петрова плеча, от Агрикова меча».

За Петром далеко ходить не пришлось — именно так звали младшего брата муромского князя. А где отыскать Агриков меч? Кто такой Агрик, и что это за меч такой? Об этом никто не знал. По одной из версий, Агрик — древнерусский богатырь, по другой — сын царя Ирода, изготовивший этот меч. В любом случае, кто бы ни был тот самый Агрик, Агриков меч — ни что иное, как аналог сказочного меча-кладенца, с помощью которого богатырь мог победить змея или другую нечисть.

Побочный эффект подвига

Однажды Пётр отправился в церковь Крестовоздвиженского женского монастыря — помолиться о решении этой странной ситуации. И вдруг оказалось, что Агриков меч хранится там! Получив его от священника, Пётр отправился к брату. Поговорив с князем, он пришёл в покои к снохе… И там вновь встретил брата!

Вернувшись в покои Павла, Пётр решил уточнить: точно ли тот никуда не уходил? Неужели прямо сейчас у его супруги в гостях змей-любовник? Получив подтверждение от Павла, наш герой схватил свой меч и кинулся в спальню снохи — биться со змеем. Из битвы Пётр вышел победителем, но брызги демонической крови окропили его кожу, вызвав страшное заболевание — проказу.

Петр убивает змея. Фрагмент иконы, 1618 г./ Фото: wikimedia.org
Петр убивает змея. Фрагмент иконы, 1618 г./ Фото: wikimedia.org

Всё тело князя Петра покрылось страшными струпьями, и ужасная боль не оставляла его ни на минуту. Князь всё больше слабел с каждым днём, но ни один из муромских лекарей не мог его исцелить. Дошли до князя слухи, что много чудесных лекарей в Рязанской земле. Подумав, князь собрал дружинников и повелел отвезти себя туда — в надежде найти врачевателя.

Коварство против хитрости, или Как женить на себе князя

В одной из рязанских деревень дружинник князя Петра зашёл в первый попавшийся дом, чтобы узнать, есть ли здесь лекари. В горнице сидела за прялкой одна девушка, а перед ней скакал домашний заяц. В ответ на вопросы молодца девушка стала говорить загадками: пожаловалась, что у дома нет рта и ушей, и сообщила, что её родители ушли плакать взаймы.

Такие речи впечатлили витязя, чем он тут же поделился с незнакомкой:

— Вижу, мудрая ты дева! Знаешь ли лекаря, который может исцелить нашего князя?

Феврония (а это была именно она), заявила, что князя может вылечить она сама. Когда же больного принесли её, и он начала сулить девушке богатые дары, Феврония отрезала:

— Никаких даров мне не надо, а вылечу его, если станет мне супругом!

И тут мужское коварство наткнулось на женские прозорливость и хитрость. Князь Пётр, измученный болезнью, был готов пообещать что угодно за спасение — но про себя решил, что откажется от своих слов после исцеления. Феврония же прекрасно понимала это.

Наказала девушка князю сходить в баню, а после бани намазать всё тело специальным тестом, которое она даст. Почти всё — один струп надлежало оставить. Так Пётр и сделал. Почти мгновенно все его струпы (кроме одного оставленного) прошли, и хворь отступила.

Феврония и заяц. Фрагмент иконы, 1618 г./ Фото: wikimedia.org
Феврония и заяц. Фрагмент иконы, 1618 г./ Фото: wikimedia.org

А что же дальше, свадьба? Конечно нет. Хитрец послал Февронии богатые подарки, а сам отправился в Муром, позабыв о своём обещании. Дары девушка не приняла — вместо этого она стала ждать.

Верность и чудеса в жизни и смерти святых

От оставленного струпа очень скоро поползли новые — и вот уже князь Пётр снова весь в язвах. Ничего не поделаешь, пришлось возвращаться к Февронии. Во второй раз исцелила его мудрая девушка, и после этого князь взял её в жёны. С тех пор Пётр и Феврония не разлучались ни на один день, и умерли в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

За несколько лет до смерти князь и княгиня приняли монашество, однако похоронить себя завещали в одном гробу. Но народ решил, что негоже монахам в одном гробу лежать, и святых положили отдельно. Однако утром перед погребением каким-то чудом Пётр и Феврония оказались в одном гробу. Так их и похоронили — вместе.

При жизни их верность друг другу проходила различные испытания. Так, в какой-то момент бояре возроптали, заявив, что не хотят княгиню-простолюдинку, и потребовали, чтобы Пётр либо бросил жену, либо покинул княжеский престол. Князь выбрал второе — и вместе с Февронией покинул родной Муром на корабле.

В его отсутствие началась смута, и вскоре бояре пришли к князю на поклон — звать обратно. Пётр простил глупых подданных и вернулся на престол вместе с супругой.

Где лежат мощи святых?

Мощи Петра и Февронии долгое время хранились в Муроме, в соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Эту церковь в 1555—1557 годах построил специально для них Иван Грозный. Церковь простояла до революции, после чего была разграблена.

Рака с мощами святых и вид Богородице-Рождественского собора/ Фото: wikimedia.org
Рака с мощами святых и вид Богородице-Рождественского собора/ Фото: wikimedia.org

В советские времена рака (специальный гроб) с мощами святых была вскрыта — и там, согласно отчёту, обнаружились человеческие кости. Правда, не все, а только «самые крепкие»: бедренные, плечевые, черепа. С тех пор мощи святых хранились в краеведческом музее Мурома.

Только в 1992 году мощи Петра и Февронии были переданы соборному храму Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме. Этот монастырь был основан позднее — в 1643 году. Там мощи находятся и сегодня.

Вопрос исторической достоверности

Несмотря на физическое наличие мощей святых, документально подтвердить их историческое существование до сих по не удалось. В летописях упоминаний о князе муромском Петре и его супруге Февронии нет.

Правда, упоминается некий князь Давид — и некоторые исследователи считают, что именно он и есть тот самый князь Пётр из «Повести…» Ермолая-Еразма. Дело в том, что у самого писателя говорится: уйдя в монастырь, Пётр взял себе имя Давид.

Другие исследователи считают, что Пётр и Февронья всё же были сказочными персонажами. Тем не менее, в 1547 году князь и княгиня были канонизированы.

Появление праздника

День Петра и Февронии впервые отметили как настоящий праздник относительно недавно — только в 2008 году, в Волгограде. Тогда его и назвали «российским днём влюблённых». Через год к празднованию присоединилась инициативная группа из Мурома, а уже в 2008 году 8 июля как День семьи, любви и верности отмечали во всероссийском масштабе.

Фото: wikimedia.org/AndreyIGOSHEV
Фото: wikimedia.org/AndreyIGOSHEV

С тех пор праздник стал набирать популярность и отмечаться всё шире. Но только год назад, 28 июня 2022 года, День семьи, любви и верности, приуроченный ко Дню Петра и Февронии, был установлен официально указом президента.

СМИ 2