Для начала разберёмся, что такое шведский стол. Это форма обслуживания в общепите, при которой блюда просто выставлены на столах, а каждый посетитель самостоятельно накладывает еду себе на тарелку. При этом количество подходов, равно как и еды, не ограничено. Лишь в редких случаях блюда на шведском столе выдают порционно.
Противоположность этой форме обслуживания — традиционный заказ по меню, или à la carte. В этом случае гость никуда не ходит — его обслуживает официант. Платит он только за то, что съел, а съесть может только то, что заказал.
По легенде, прародителем шведского стола был ещё великий Леонардо да Винчи, который, как это ни удивительно, одно время увлекался кулинарией и даже был главным поваром в таверне «Три улитки» во Флоренции. Кстати, именно да Винчи можно считать основоположником «высокой кухни». Однажды он придумал необычный рецепт ягодного супа: фрукты сварил в мясном бульоне, а при подаче украсил блюдо ягодами. Стало ли столь сомнительное лакомство популярным, история умалчивает.
Так вот, поднакопив опыта в качестве повара, да Винчи решил усовершенствовать процесс обслуживания гостей таверны. Правда, его принцип «шведского стола» отличался от привычного нам: гости всё же сидели на местах, а официанты бегали между столами с огромными блюдами. А посетители могли положить себе любую еду на выбор.
Любопытно, что термин «шведский стол» вовсе не универсален — практически во всём мире его называют просто Buffet — «буфет». Но когда это явление пришло в Россию, возникла проблема: слово «буфет» в русском уже прочно закрепилось за солидным деревянным шкафом для посуды. Чтобы не путаться, решили назвать буфетное обслуживание в ресторанах «шведским столом». Кстати, так буфет называют и в ряде других стран: например, в Литве, Польше, Венгрии.
А вот сами шведы никогда его так не называли, хоть и считаются его основоположниками. Дело в том, что в Швеции, да и в других скандинавских странах издавна бытовала традиция накрывать перед обедом стол с холодными закусками. Его называют smörgåsbord, дословно «бутербродный стол». Часто это просто кусочки хлеба, намазанные маслом, к которым подают различные «намазки» и начинки — нечто вроде итальянских antipasti. Перекусив ими, гости переходят в столовую, где их ждёт уже полноценный обед.
Мировую популярность smörgåsbord получил в 1939 году, во время Всемирной выставки в Нью-Йорке. Шведы тогда не могли придумать, чем им удивить и привлечь посетителей, а потому решили угостить всех желающих своими традиционными закусками, разделёнными на небольшие порции. Посетители пришли в восторг и быстро скопировали столь удобный способ обслуживания.
Кстати, некоторые путают понятия «шведский стол» и «фуршет». Это не одно и то же: во время фуршета гости стоят, а еду и напитки разносят официанты. На шведском столе напротив, действует принцип самообслуживания, а гости сидят за столами. Функции официантов в этом случае сокращаются: они лишь убирают со столов и следят за порядком в зале.
Шведский стол — важная часть знаменитой системы All inclusive, которая так полюбилась нашим туристам на курортах Турции и Египта. В начале нулевых, когда в Анталью и Шарм-эш-Шейх начали отправляться первые чартеры с россиянами, обалдевшие от изобилия на столах путешественники просто не могли поверить в то, что всё это можно есть без ограничений.
На первый взгляд действительно кажется, что организация шведского стола обходится владельцам отелей в баснословные суммы. Но на самом деле такая система не так уж дорога. К тому же отельеры вовсю пользуются уловками и хитростями, которые позволяют не только сэкономить на «дорогих гостях», но и навариться на них.
Прежде всего нужно понимать: в цену пакетного тура уже заложены максимальные расходы на питание — вы столько не съедите при всём желании. А хозяин отеля ещё и существенно экономит на официантах, ведь они почти не нужны.
Кроме того, реальная стоимость «роскошных» блюд в разы ниже, чем в традиционных ресторанах à la carte. Ведь ингредиенты для этих яств обычно покупаются на оптовых рынках по бросовой цене, а зачастую они ещё и с истекающим сроком годности или просто очень низкого качества.
На днях 78.ru уже писал о том, что россияне начали жаловаться на плохое питание в турецких отелях. Не секрет, что в этом году экономика Турции переживает сложнейшие времена. Лира стремительно дешевеет, а продукты рекордно дорожают. Конечно, в таких условиях владельцы гостиниц стремятся максимально удешевить меню для постояльцев, в том числе с помощью разных уловок.
Так, вы наверняка замечали, что первыми на шведской линии всегда идут различные овощи и салаты из самых простых ингредиентов. А вот дорогие мясо и рыба практически всегда таятся в самом дальнем, тёмном и укромном уголке, да и выносят их зачастую порциями, так что нередко к мясным блюдам скапливается очередь. Голодный гость, устав дожидаться, идёт наполнять тарелку дешёвыми макаронами, копеечной картошкой фри и сомнительной колбасой. Ну а «накидавшись» всем перечисленным, он уже не съест много котлет или жареной курочки.
Ещё один излюбленный трюк поваров — яркие и красочные десерты «из ничего». Дети обычно обожают эти сладости и ничего кроме них не едят. А по факту себестоимость такого рода «лакомств» стремится к нулю, как и их польза: основные компоненты — сахар, мука, вода и пищевые красители.
Экономные рестораторы заботятся и о том, чтобы гости не накладывали на тарелки горы еды. А потому специально ставят тарелки небольшого размера: в них много не положишь.
Замечали, что зачастую в зоне ресторана плохо «ловит» интернет? Это не просто так: с вайфаем гость будет сидеть за столом вдвое дольше, а значит, и съест больше.
Ну и самый распространённый способ сэкономить на туристах — переработка остатков. На столах всегда остаётся много еды, и конечно, выбрасывать её никто не будет. Недоеденные за ужином сосиски вы гарантированно найдете в утреннем омлете, а заветрившуюся овощную нарезку — в обеденном супе или салате. То же самое с фруктами: из того, что не съели гости, вполне можно сварить компот. Ну а подмешать вчерашние макароны или рис к свежим — вообще святое дело, не пропадать же добру!
Что же делать, если хочется получить максимум от «олл инклюзива»? Проходите к самому дальнему концу зала, к закрытым лоткам — там самое вкусное и дорогое! Не накладывайте много на тарелку: попробуйте понемногу от каждого блюда. Не налегайте на привычные огурцы и помидоры, которых и в России полно. И не набрасывайтесь на яркие, но дешёвые «деликатесы» сомнительного качества.
Немногие знают, что существуют определённые правила этикета относительно шведского стола. Их несоблюдение сразу выдаст в вас плохо воспитанного человека.
Запомните сами и научите детей этим семи «Нельзя»:
1. Нельзя перебирать куски. Это жуткий моветон — по этикету следует взять с блюда тот кусок, который лежит ближе всего к вам. Ну или заранее присмотрите себе конкретный кусочек и сразу берите его.
2. Нельзя наваливать слишком много. Этой «болезнью» страдают многие наши соотечественники. За шведским столом они теряют рассудок и начинают метать на тарелку горы мяса, сыров, салатов, солений, запеканок и прочего. Половина этой еды остаётся нетронутой и отправляется на помойку. Неудивительно, что в некоторых отелях подобных любителей халявы уже начали штрафовать.
3. Нельзя класть все блюда на одну и ту же тарелку. Многие почему-то думают, что брать новую тарелку для каждого блюда неприлично. Вот порой и получается термоядерная смесь курицы с джемом или рыбы с пирожным. Это малоэстетично: правила приличия рекомендуют использовать чистую тарелку для каждого нового блюда. Более того, если у вас закончился, скажем, гарнир, а мясо ещё есть, новую порцию гарнира тоже следует класть на чистую тарелку.
4. Не стоит брать все блюда одними и теми же щипцами или ложкой. Запомните: если вы накладывали этой ложкой рис, то она только для риса. Для пюре или жаркого предусмотрены отдельные ложки. Это же касается сладостей: даже похожие десерты не стоит брать одними щипцами. Это некрасиво, негигиенично и может испортить вкус блюда не только для вас.
5. Нельзя уносить еду с собой. Многие отдыхающие, особенно мамочки с детьми, не могут удержаться от того, чтобы набить карманы, а то и целые пакеты пирожными, бананами, котлетами. Ну а что, вон сколько вкусного пропадает, рассуждают эти чудо-женщины. Зато будет чем накормить малыша на пляже. Самые ушлые даже утрамбовывают еду в принесённые с собой контейнеры, руководствуясь принципом «За всё уплочено». Не позорьтесь, пожалуйста: максимум, что можно унести с шведского стола — фрукты, например, яблочко или апельсин.
6. Нельзя торопиться, шуметь и толкаться. Уж сколько раз твердили миру: еда никуда не убежит, сладостей, шашлыка и пива хватит на всех. Но нет — в каждом отеле обязательно найдется пара семей, которые берут ресторан штурмом за пять минут до открытия и тут же занимают все стратегические позиции: «Я за курицей, ты за салатом, дети за мороженым». Это невежливо по отношению к другим гостям, к тому же пропадает сам смысл расслабленного отдыха.
7. Категорически запрещено являться на обед в пляжной одежде. О, эта тема — источник бесконечных холиваров в сети. Некоторые туристы уверены, что раз они купили путёвку на море, то могут «гнуть пальцы» и ходить в чём заблагорассудится. Правда, сейчас мужчин в мокрых плавках и девушек в мини-бикини, вальяжно восседающих в ресторане, становится всё меньше, но подобные экземпляры всё ещё встречаются. Остальные же гости вынуждены испытывать испанский стыд, глядя на них. Зарубите себе на носу: пляжная одежда только для пляжа. Как бы вам ни было лень, перед ужином нужно переодеться.