Общество
14:2026 июня 2023

Учителя с высшим образованием разбегаются из школы: каждый седьмой не окончил вуз

Высшего образования нет у каждого 12-го учителя-предметника, и этот показатель растёт даже в Петербурге. Как такое возможно, если колледжи готовят педагогов только для «началки»? И что на самом деле стоит за громкой инициативой Минпросвета?

Кто учил учителей?

Министр просвещения Сергей Кравцов напугал родителей. Если верить заголовкам, российской средней школе грозит очередная напасть — 5-9 классы собираются доверить учителям-«недоучкам» без высшего образования. Но на самом деле бояться слишком поздно, так как выпускники колледжей — уже в школе и преподают все предметы. В последнем легко убедиться, изучив ежегодные статистические отчёты Минпросвета.

Из них следует, что всего в последнем учебном году в 5-11 классах преподавали 740 756 учителей-предметников, и лишь 678 635 из них окончили вуз. Без заветного диплома оказались 8,4% или примерно каждый 12-й педагог. А если учитывать учителей начальной школы, то без высшего образования будет уже почти каждый седьмой. Причём за последние три года доля учителей со средним профессиональным образованием выросла на полпроцента. Это произошло из-за того, что 10 000 учителей с высшим ушли из школы.

Конечно, в Москве учителей со средним образованием мало, а те, что всё-таки имеются, пытаются доучиться. А уже в петербургских школах последний учебный год без вузовского диплома начинали 69 преподавателей математики и информатики, 63 учителя русского и литературы, 130 учителей английского и так далее. К слову, Петербург не вошёл даже в десятку лучших регионов по доле учителей-предметников с высшим образованием. Что уж говорить, к примеру, о Тверской области, где почти 20% учителей 5-11 классов не имеют вузовского диплома.

По данным opendata.edu.gov.ru
По данным opendata.edu.gov.ru

Как учителя без высшего образования изменят школу

Несколько лет назад в Институте образования НИУ ВШЭ выяснили, что в регионах с низкой долей учителей с высшим образованием начинает хромать успеваемость. Точкой отсечения стал показатель в 80% (учитывались в том числе учителя начальной школы). Цена вопроса составила 4 балла на ЕГЭ по русскому и 5 баллов на ЕГЭ по математике. Столько школьники из проблемных регионов не добирали в сравнении со сверстниками, имевшими более удачные стартовые позиции.

Впрочем, средний балл ЕГЭ — не самый яркий индикатор. Куда любопытнее взглянуть на успехи регионов во Всероссийской Олимпиаде Школьников, дающей победителем и призёрам путевки на самые престижных программы ведущих вузов. Эта статистика куда лучше описывает качество работы с одарёнными детьми. Ранее 78.ru публиковал подробный материал с разнообразной статистикой. Если вкратце, то выигрывают одни и те же регионы, и, как несложно догадаться, победителей обычно готовят учителя с качественным высшим образованием.

По данным olimpiada.ru, opendata.edu.gov.ru
По данным olimpiada.ru, opendata.edu.gov.ru

Вся правда о кадровом голоде

Кстати, что там с кадровым дефицитом? В Минпросвете в последние годы неоднократно заявляли, что никакого дефицита нет, и учителей хватает. Однако с мест регулярно звучат диаметрально противоположные оценки. В частности, на кадровый голод жалуются в Псковской, Владимирской, Брянской и Омской областях, в Пермском крае и во многих других регионах.

Всё очень просто — правы на самом деле и те, и другие. В упоминавшемся статистическом отчёте есть сразу две метрики, дающие федеральным чиновникам основания для оптимистичных заявлений. Во-первых, это число вакантных должностей. Если говорить о педагогах, непосредственно ведущих уроки, то речь идёт лишь о 21 927 вакансиях. То есть, нехватка оценивается всего в 2%, никакого дефицита. О том же говорит и доля фактически занятых ставок от числа ставок по штату. Если поделить один показатель на другой, то получатся солидные 97%.

И здесь мы возвращаемся к теме выпускников колледжей. Скажем, в Тверской области дефицит кадров оценивается даже ниже федеральных 2%, а в Алтайском крае он ниже 1%. Но платить за такую радужную для отчётов статистику регионы вынужден снижением требований к соискателям. Они находятся в числе лидеров по доле учителей без высшего образования.

Другой важный показатель — это уровень нагрузки на одного учителя. Её мы получим, разделив количество замещённых ставок на число педагогов. И это ещё одна стратегия борьбы с кадровым голодом. Когда о нехватке учителей говорят, скажем, во Владимирской области, то имеют в виду именно это. На столе в Минпросвете есть документ о том, что региону не хватает менее 1% учителей. Однако в среднем на одного учителя приходится 1,66 ставки. В Омской области учителя в среднем берут по 1,77 ставок, а в Еврейской автономной области — и вовсе по 1,92.

В то же время в Севастополе один из самых высоких показателей по доле учителей с высшим образованием и относительно небольшой уровень нагрузки (1,48 ставок на учителя). Однако регион не стесняется признаваться в кадровом голоде. Нехватка учителей там превышает 5%. Как и ещё в четырёх регионах — в Приморском крае, Республике Алтай, Сахалинской области и Республике Марий Эл. И это лишь средний показатель, в отдельных школах, особенно сельских может отсутствовать куда больше педагогов.

По данным olimpiada.ru, opendata.edu.gov.ru
По данным olimpiada.ru, opendata.edu.gov.ru

Есть лишь один регион, одинаково успешный по всем показателям. В Москве почти каждый учитель даже в начальной школе имеет высшее образование. Дефицит кадров там едва дотягивает до 0,1%. В обоих случаях столица уверенно занимает первое место в стране. И при этом Первопрестольная входит в десятку регионов с самой низкой нагрузкой на одного учителя (1,29 ставок).

В абсолютном большинстве других регионов учителей не хватает, и это сказывается в том числе на уровне подготовки школьников. Но местные власти в связи с этим придерживаются различных стратегий. Одни посылают маячки на рынок труда, другие распределяют нагрузку среди имеющихся педагогов, а третьи набирают больше учителей без высшего образования.

Как стать учителем без высшего образования, не дожидаясь реформы

И всё же откуда берутся учителя-предметники без высшего образования, если педагогические колледжи в настоящий момент готовят педагогов только для начальной школы? Обратимся к профессиональному стандарту, утверждённому Министерством труда и социальной защиты в 2013 году. Согласно этому документу, учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.

Никаких оговорок по поводу предметников или старших классов там нет. Говорится лишь о том, что образование может быть либо педагогическим, либо соответствующим преподаваемому предмету. При этом допускается возможность получения дополнительного профессионального образования на базе уже имеющегося среднего специального или высшего. Речь идёт о курсах переподготовки.

Причём проходить такие курсы можно даже дистанционно. В большинстве случаев они платные, однако в сравнении с курсами по IT цена вопроса не так велика. Одно из учебных заведений, к примеру, предлагает дистанционное среднее педагогическое образование, дающее право на преподавание в начальной школе, а на последнем курсе можно параллельно проходить переподготовку и выпуститься сразу учителем-предметником. И идти преподавать физику или русский.

Конечно, в Москве на такого педагога посмотрят косо. Да и слесарю, переобучившемуся на курсах переподготовки на физика, тоже вряд ли обрадуются. Однако Россия — страна возможностей, и найти регионы, где любого учителя с любым дипломом оторвут с руками, не так уж и сложно.

В этой оптике инициатива Минпросвета приобретает несколько иной смысл. В школах уже работают десятки тысяч учителей-предметников, получивших только среднее профессиональное образование. Без них в текущих условиях фактически не обойтись. Но при этом даже в лучших педагогических колледжах нельзя сразу учиться на преподавателя, скажем, географии или обществознания. Зато постфактум проблему можно решить за счёт дистанционных курсов переподготовки, подчас весьма сомнительного качества.

Как следует из цитаты Кравцова, приводимой «Коммерсантомъ», в настоящее время «готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы». При этом нигде не говорится, что эта инициатива направлена на решение проблемы кадрового голода. Данную интерпретацию внесли журналисты и блогеры.

Почему учителя с высшим образованием уходят

Чтобы выяснить, почему учителя с более качественным образованием уходят из школы, нам пригодятся ещё два показателя — средняя зарплата учителей и её уровень относительно средней зарплаты по региону. Даже в рамках одного федерального округа разброс значений поражает воображение.

Согласно Росстату, в Москве средняя зарплата педагогических работников в 2022 году составила 105 тыс. рублей. В эту сумму не включается надбавка за классное руководство. При этом учитываются все педагогические работники, включая логопедов и психологов. В мэрии среднюю зарплату учителей по итогам 2022 года оценивают и вовсе в 125 тыс. рублей. А в Ивановской области школьным педагогам платили всего 30 018 рублей, в Карачаево-Черкесии же приходится и вовсе рассчитывать лишь на 25 тыс.

По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru
По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru

Но если на разрыв в уровне доходов местным властям влиять тяжело, то на уровень зарплат учителей относительно среднего значения по региону уже значительно проще. Есть бедные регионы, где за счёт господдержки учителя в среднем зарабатывают заметно больше земляков. Как, например, Алтайский край (33 980 рублей и 112%) или Брянская область (35 149 рублей и 110,3%).

И обратный пример. Среднее арифметическое зарплат педагогов в Петербурге больше, чем в Московской области, хоть и незначительно — 68 290 рублей против 67 638 рублей. При этом, согласно оценке Росстата, в Подмосковье зарплата педагога на 21,5% выше средней по региону, а в Петербурге — на 2% ниже.

По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru
По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru

Как вернуть в школу учителей с высшим образованием

А теперь посмотрим на ситуацию в динамике на примере двух субъектов. В 2013 году учителя в подмосковных школах в среднем зарабатывали 38 105 рублей, и это было лишь на 6% больше средней зарплаты по региону. В Петербурге этот показатель и тогда был невысоким, составляя всего 2%. Однако в течение двух следующих лет власти Подмосковья довели разницу до 20% и в дальнейшем удерживали эту планку, в то время как на берегах Невы ничего не менялась.

За последние годы в Московской области доля учителей-предметников с высшим образованием выросла, а в Петербурге сократилась. Ещё в 2015-м году Московская область находилась в числе аутсайдеров по количеству призёров ВсОШ на 100 000 школьников, а Петербург уверенно занимал второе место вслед за Москвой. Однако уже два года Подмосковье уверенно опережает город на Неве и стабильно держится в тройке, Москва оторвалась ото всех, а Петербург постепенно опускается всё ниже.

По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru
По данным rosstat.gov.ru, olimpiada.ru

В Московской области сознательно сделали ставку на улучшение условий работы педагогов. Вероятно, это не единственная причина последующих успехов, но точна одна из самых важных и очевидных. Растущие зарплаты прямиком ведут к ужесточению критериев отбора при приёме на работу.

Опыт Подмосковья показывает, что колледжи — вовсе не панацея, и помимо снижения требований к потенциальным школьным учителям и увеличения нагрузки на уже работающих педагогов существует и третья стратегия борьбы с кадровым дефицитом. Она работает и, в отличие от двух других, не имеет негативных побочных эффектов.

ШколыОбразование
Новости партнеров