Российское кино переживает в последние годы непростое время. Так, в пандемию кинотеатры были закрыты или работали с ограничениями, что привело к огромным финансовым потерям. Позже, с марта 2022 года многие крупные западные кинокомпании заявили об уходе с российского рынка. Свои фильмы в России больше не показывают Universal Pictures, Walt Disney Pictures, Warner Bros., Sony Pictures и Paramount Pictures — главные киногиганты Голливуда.
Казалось бы, сейчас кинотеатры в России должны тотально разоряться. Однако в январе—мае 2023-го их сборы составили рекордные 16,7 млрд рублей, что превышает годовой показатель за последние 8 лет. Правда, основная масса этого дохода пришлась всего на два крупных проекта: фильмы «Чебурашка» и «Вызов».
Было выпущено немало других качественных картин, которые собрали не такую огромную, но тоже довольно большую кассу: «Нюрнберг», «Праведник», «Поехавшая» и прочие. А главное — это качественное кино, которое интересно зрителю.
Но есть у нашего кинематографа и проблемы. Среди них — недостаток кадров, в первую очередь, хороших сценаристов. Их просто не готовят в нашей стране в нужном количестве и высокой квалификации. Проблемы есть с операторами и другими техническими специалистами. Не хватает режиссёров.
По мнению гендиректора ООО «НМГ Студия» Дмитрия Табарчука, чтобы выучить и воспитать новое поколение нужных специалистов, потребуется как минимум пять лет работы разных школ. Но и хорошее кино не создаётся быстро: на написание сценария, съёмки, постпродакшн требуется немало времени, часто несколько лет. Ни сериал, ни качественный фильм снять за три месяца или полгода нельзя. Поэтому отечественному кинематографу и телевидению нужно время.
Впрочем, есть эксперты, настроенные оптимистично. К примеру, гендиректор ООО «Централ Партнершип» Вадим Верещагин уверен: через полтора года мы уже сможем полностью заместить Голливуд на наших экранах.
Кинопроизводство как таковое в России развито сейчас весьма неплохо. Съёмки проходят не только в Москве и Петербурге: так, в Краснодарском крае за 2022 год было снято 37 фильмов. Это один из самых популярных кинокластеров страны. В ближайшее время количество снимаемых здесь фильмов и сериалов планируется поднять до 50, а позже и до 100 в год.
В Краснодарском крае работает очень привлекательная система рибейтов в киноиндустрии (то есть возмещения затрат): местные власти компенсируют до 20%, а то и 30% затрат на съёмки кино в этом регионе.
Аналогичные компенсации с 2017 года работают и в Калининграде. Здесь можно получить и все 40% возмещения вложений. Правда, для этого нужно серьёзно постараться: как рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, фильм должен выйти в широкий прокат, принять участие в различных фестивалях, премьера должна пройти в Калининграде, причём с участием режиссёра и исполнителей главных ролей.
Пока 40%-й рибейт в Калининграде ни одна кинокомпания не получила — но всё реально, уверяет Алиханов. В 2022 году в Калининградской области было снято уже 11 различных проектов. Кино здесь делают разное: от триллера «Коса» до «открыточной» комедии «Выйти замуж» с Кристиной Асмус.
Что же нужно, чтобы российское кино и дальше развивалось? Представители индустрии отмечают, что, помимо хороших специалистов и «кэшбека» от регионов, нужны две взаимосвязанные вещи: востребованность зрителем и деньги.
— Главное, чтобы кинопродукт продавался, — подчеркнул на ПМЭФ губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — А мы подстроимся. Киноиндустрия — это бизнес, и, как бы мы ни крутили, он должен быть выгодным.
А как же поддержка от государства? В 2023 году господдержка российского кинематографа должна составить 11,6 млрд рублей. Режиссёры полнометражных фильмов и сериалов, кроме дебютов, могут рассчитывать на финансирование до 70%, но не более 100 млн рублей. Дебюты могут рассчитывать максимум на 50-60 млн рублей.
Много ли это? К примеру, бюджет фильма «Мстители: Финал» 2019 года составил 356 млн долларов — а это примерно 30 млрд рублей. Так что российскому кино придётся быть выгодным — ради самого себя.
Но и о ценностях забывать нельзя — ведь именно кинематограф, а также сериалы, мультфильмы и прочий постоянно потребляемый контент формирует картину мира человека. Впрочем, эксперты отрасли уверены: вполне реально совмещать продвижение добрых и вечных ценностей с успешным бизнесом. Сверхуспешный кейс семейного фильма «Чебурашка» — яркий тому пример.
Российское кино уже сейчас широко востребовано за рубежом, причём не первый год. Индия, Китай, Турция и даже Иран активно покупают наш контент: не только фильмы, но также сериалы и анимацию. Вадим Верещагин недавно посетил эти страны именно с целью заключения договоров на продажу контента.
В Китае, к примеру, совсем скоро на экраны выйдет «Вызов», также делается ремейк «Холопа». Все знают, что нашего Чебурашку как персонажа обожают в Японии — но не отстают и китайцы. По словам Верещагина, ведутся переговоры о продаже Китаю прав на «Чебурашку».
Давно и с большим удовольствие покупает фильмы и сериалы нашего производства Латинская Америка. Правда, людям горячего темперамента требуется особый контент: как правило, это триллеры и прочие подобные жанры, щекочущие нервы.
Российский кинобизнес в 2022—2023 году развернулся в сторону Азии, Африки, стран тихоокеанского региона, где живёт около 70% населения планеты. В этих регионах обожают нашу анимацию: мультфильм «Три кота» также покупает Китай, а уж «Маша и Медведь» и вовсе давно покорила весь мир.
Особенно девочку в платочке любят в мусульманских странах, где её внешний вид соответствует культурным нормам и требованиям. А в Индонезии популярность мультфильма стала причиной для появления огромного количества маленьких местных Маш.
Уже более 15 лет весь мир восторгается петербургскими «Смешариками». Впервые мультсериал показали за рубежом в 2008 году, с тех пор его транслируют в 70 странах мира, включая США, Германию и другие страны Европы. Правда, случались и специфические казусы: так, в Турции часть серий «Смешариков» отказались транслировать из-за наличия среди героев свинки Нюши.
Если в Советском Союзе мультипликация всегда была дотационной сферой, в которую деньги только вкладывались, то в современной России это уже успешный бизнес. По словам Юлианы Слащёвой, председателя правления «Союзмультфильма», за последние 10 лет анимация стала полноценной отраслью экономики.
Ведётся и совместная с другими странами работа по производству шоу- и киноконтента. Многие интересные проекты снимаются в дружественных государствах. Так, канал «ТНТ» сотрудничает с ЮАР, где снимается сейчас уже пятый сезон шоу «Звёзды в Африке».
В Китае планируются съёмки шоу «Звёзды императора», а в Дубае — реалити формата «простые люди против звёзд». Ведущей передачи «Выжить в Дубае» стала Ляйсан Утяшева. Премьера этого шоу запланирована на 25 июня.
Планируются съёмки в Самарканде (Узбекистан), в Турции, уже снята пилотная серия нового шоу на Кубе. Снимается новый российский контент и в Индии — в любимом многими болливудском стиле. В планах также большой совместный кинопроект с Михаилом Галустяном в главной роли.
На ПМЭФ-2023 Сейедмахди Джавади, главный исполнительный директор Фонда кино Фараби (Иран) отметил: иранское кино под санкциями уже 45 лет, и за эти годы оно не только не исчезло, но и значительно развилось и видоизменилось. Уход Голливуда и других западных гигантов — это «большая экономическая возможность» для отечественного кинематографа заявить о себе.
Джавади отметил, что в Иране много красивых исторических и природных мест, где можно снимать и российское кино. Попытки снимать совместное кино с Ираном уже предпринимались: около двух лет назад долгое время обсуждался проект сериала о наркотрафике. Правда, тогда найти компромисс с точки зрения содержания сценария не получилось.
Отметим, что даже сейчас, несмотря на санкции, нашим контентом интересуются западные инвесторы — например, серьёзный интерес был провялен к сериалу «Фишер», триллеру, основанному на реальных событиях.