В конце 2022 Госдума утвердила в целом федеральный закон №580 призванный, по логике парламентариев, обезопасить поездки на такси для россиян и легализовать работу агрегаторов в отрасли с водителями, имеющими статус самозанятых.
Согласно документу основные изменения должны вступить в силу с 1 сентября 2023. Так, самозанятые с этой даты смогут напрямую работать с цифровыми платформами, а не через такспопарки и без создания юридического лица или ИП, но на определенных условиях.
В частности, они должны будут иметь разрешения, проходить ежедневные медосмотры и оформлять ОСАГО у страховщиков по расценкам такси, а не личных авто.
Без выполнения этих требований сотрудничества с самозанятыми агрегаторам с момента вступления корректировок в силу будет грозить блокировка.
При этом федеральные парламентарии дали время региональным коллегам на адаптацию инициативы под нужды конкретного региона и возможность ввести дополнительные условия, например, по окраске авто для такси.
В ЗакСе Петербурга федеральное «ноу-хау» доработали нормами об обязательной цветовой гамме в бело-желтых тонах в качестве условия получения разрешения. Владельцам авто перекраска влетает в солидные расходы.
Как считают участники рынка, совокупность этих новых требований может привести к тому, что самозанятые в итоге вообще исчезнут, а цены на поездки в такси с 1 сентября стремительно взлетят вверх, если новеллы не будут кардинально отредактированы.
Как пояснил один из авторов городского законопроекта Алексей Цивилев, цветовая гамма для такси в Северной столице была выбрана с учетом статистики страховщиков.
— Машины такси, по данным страховщиков, в 8 раз чаще попадают в ДТП, чем обычные автомобили, — пояснил, в частности, народный избранник.
Так, по его мнению, автомобили белого цвета в аварии попадают реже. Это связано с тем, что они лучше заметны в потоке. В свою очередь жёлтая полоса выделит такси среди остальных автомобилей, чтобы их было проще отличать.
Как заверил парламентарий, перекрашивать авто придется лишь при получении нового разрешения.
Отметим, что оно получается один раз в пять лет. Но здесь то и заключается главный подвох «состыковки» федеральной и городской новелл.
Дело в том, что до 1 сентября 2023 агрегаторы имеют право работать с самозанятыми, грубо говоря, по серым схемам через некие «подложки»: таксопарки или договоренности таких водителей, на которых приходится до 90% персонала, с некими ИП или юрлицами, то есть, без требования разрешений. Вот эти проставные структуры, собственно, и убираются, с одной стороны, сотрудничать можно будет напрямую.
Но после «дедлайна» платформы должны будут потребовать документ, чтобы избежать проблем для себя, а самозанятым его необходимо будет оформлять.
На аргументы Алексея Цивилева сами страховщики только разводят руками. Статистика по количеству ДТП в зависимости от раскраски машины крайне сомнительна.
Как отмечает вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов, если цель перекрашивания такси — снижение аварийности, то, к сожалению, это не сильно скажется на уменьшении числа ДТП.
— Цвет автомобиля влияет на аварийность лишь в пределах статистической погрешности. Даже самые яркие цвета не дают снижения числа ДТП больше чем на доли процента, — констатирует он.
По словам Сергея Демидова, страховые компании сейчас используют очень продвинутые скоринговые ( от «скоринг» или метод оценки заемщика — прим. редакции) модели, которые учитывают при расчете тарифа КАСКО десятки факторов, от данных бюро кредитных историй до семейного положения водителя. При этом цвет авто как правило не учитывается в расчете.
Сильнее всего на аварийность влияют персональные характеристики самого водителя, среди которых ключевые: возраст, стаж и соблюдение графика отдыха, если речь идет о такси.
По мнению эксперта, для снижения аварийности, эффективнее всего искать решения в направлении скоринга водителей, автоматизации контроля соблюдения ПДД и усталости водителя.
Примерно такого же мнения придерживаются в «Росгосстрахе».
— Несмотря на существующий стереотип о том, что красные (и прочие яркие) машины на дороге заметнее и поэтому безопаснее, по нашей статистике, вероятность попасть в ДТП не зависит от цвета автомобиля. На дорогах России чаще встречаются черные и белые машины, и именно по таким цветам мы чаще получаем заявления о страховых случаях, и наоборот: чем менее популярный цвет (розовый, салатовый), тем меньше обращений. Но еще раз, это никак не отражает риск участия в аварии, — отмечают там.
Как поясняют в пресс-службе сервиса «Максим», требование единой цветовой гаммы автомобилей такси предъявляется к перевозчикам, а не к сервисам заказа такси.
Но, вероятно, владельцам таксопарков придется обклеить автомобили пленкой нужной гаммы и узаконить изменение для легальной работы. А самозанятым водителям будет сложно выполнить требование. Многие работают на личных автомобилях, которые используют и для такси, и для частных поездок.
— Портить свое авто, резко снижать его остаточную стоимость никто не хочет. К тому же перекраска или оклейка стоит больших денег, которых у самозанятых чаще всего просто нет, — отмечают в компании.
При этом оклейка кузов седана в глянец стоит в среднем 85 000 — 100 000 рублей, а матовая пленка обойдется в 110 000 — 11500. Есть дешевые варианты за 30 тысяч, но срок службы будет маленький – примерно полтора года.
Перекраска выйдет еще дороже.
Алексей Цивилев в ответ на это заявляет, что разрешение можно получить и до 1 сентября, а потом спокойно ездить еще 5 лет без оформления авто в новую цветовую гамму.
Такого же мнения придерживаются в пресс-службе «Ситимобил».
Как разъясняет операционный директор компании Даниил Курашëв, если есть действующий документ, то его переоформлять не требуется.
Между тем, на условиях анонимности собеседники бьют тревогу: наложение двух инициатив друг на друга может привести к резкому росту цен на услуги такси для петербуржцев.
Дело в том, что с учетом всех требований самозанятые могут просто уйти с рынка. Во-первых, им будет не потянуть ОСАГО для такси по цене 80 000 — 100 000. А, во-вторых, в Северной столице в расходы добавится стоимости переоклейки или перекраски автомобилями. Кроме того, добавится и обязанность проходить непонятно где и за собственные средства осмотры.
При этом сейчас спрос на услуги такси остается стабильно высоким. Он генерирует 20 — 25% клиентов от пассажиропотока в общественном транспорте. Соответственно, кратно вырастут и цены на поездки в такси, если в законодательство не будут внесены корректировки, на необходимости которых настаивают в отрасли.
Примечательно, что, вне поле зрения обеих инициатив остаются и компании, оказывающие услуги по аренде авто с водителем.