Новая «Русалочка» и падение Disney: как менялось отношение к live action ремейкам

Нашумевший ремейк «Русалочки» неплохо стартовал в США, но в мировом прокате лента провалилась. На неудачный старт вне Штатов могли повлиять громкие скандалы, связанные с выбором темнокожей актрисы на главную роль. Что случилось с Disney и куда ведут попытки студии угодить зрителям всех мастей, разбирался 78.ru.

С чего всё началось
В XX веке компания The Walt Disney специализировалась в основном на мультфильмах, которые быстро становились хитами в прокате и в детских магазинах: об игрушке с любимым героем мечтал каждый ребёнок. Везде знали Алису, Гуфи, Микки Мауса, Дональда Дака и Белоснежку.
«101 Далматинец», 1996 год
Первая попытка снять ремейк произошла в 1996 году, когда на экраны вышел «101 Далматинец» Стивена Херека с Гленн Клоуз в главной роли. Он принёс отличную прибыль: фильм собрал 320 млн долларов, а стоил 75 млн долларов.

Клоуз была номинирована на премию «Золотой глобус» за «Лучшую женскую роль — мюзикл или комедию», а сам фильм — на премию BAFTA за лучший грим.
Затем в 2000 году вышел сиквел, который в прокате с треском провалился.
После неудачного проекта Disney прекратил делать ремейки вплоть до 2010 года.

«Алиса в Стране Чудес», 2010 год
13 лет назад Тим Бёртон согласился стать режиссёром «Алисы в Стране Чудес», чтобы Disney дали ему возможность снять мультик «Франкевини». В итоге «Алиса» стала хитом, который смог собрать больше 1 млрд долларов в прокате. Оно и не удивляет: в главной роли снялся Джонни Депп. Актёр потом пошутил в одном из интервью, что мог бы сыграть всех в этом фильме. Впоследствии он был выбран на роль Сумасшедшего Шляпника.
В России фильм встретили тепло (на «Кинопоиске» у картины рейтинг 7), хотя Запад остался не очень доволен. Критики писали, что картина утратила зыбкий кэрролловский антураж, невнятный и пугающий, и приобрела твёрдый переплёт глянцевых страниц ярких комиксов с бестселлеровскими продажами для школьников.

Так или иначе, новая эра ремейков началась с «Алисы».
«Малефисента», 2014 год
В эту эпоху Disney ещё старался над своими ремейками, создавая самобытные картины, которые имели мало общего с классическими историями из сказок.
«Малефисента» Роберта Стромберга с Анджелиной Джоли — отличный пример переосмысления персонажей. Создатели решили исследовать природу зла, ведя историю не от Авроры, принца или фей, а от главной злодейки. В мультфильме она была просто олицетворением тёмной стороны, а в ремейке у неё появилась мотивация: почему она так поступает? Героиня получилась более человечной и эмоциональной: только от её поцелуя, наделённого материнского любовью, проснулась Аврора.
На сайте IMDb картина получила оценку 6,9 за оригинальность сюжета и разрыв диснеевских шаблонов. Понравился зрителям и сиквел, вышедший в 2019 году: персонажи стали многограннее, а графика — качественнее.

«Золушка», 2015 год
После восторженных отзывов о «Малефисенте» студия Disney, видимо, пришла к простому выводу: можно переснять оригинал, не утруждая себя новыми сюжетными линиями или свежим взглядом на персонажей. И так, мол, посмотрят: так и произошло с «Золушкой» Кеннет Брана с Лили Джеймс в главной роли.

Картина почти покадрово дублирует оригинал. Но красивые костюмы и обаятельные актёры смогли отвлечь внимание зрителя от сценарной халтуры. На пошив платья Золушки ушло более 240 метров ткани и 10 000 кристаллов Swarovski, а также было сделано более 4800 метров стежков. Для съёмок фильма было изготовлено 9 абсолютно одинаковых платьев. Красиво, эффектно, современно.
Конечно, старая сказка, заново поставленная в Голливуде, ничего нового с точки зрения содержания не показала, но и раздражения не вызвала. Рейтинг 7,1 на «Кинопоиске» и 6,9 — на IMDb тому доказательство.
«Книга Джунглей», 2016 год
Всем знакомая история о мальчике-сироте, который был выращен в джунглях стаей волков, медведем и чёрной пантерой, заиграла новыми красками, в первую очередь, благодаря режиссёрской работе. Именно в этом фильме Джон Фавро решил поэкспериментировать с визуальным рядом. Динамичная манера повествования и умопомрачительная красота в каждом кадре не позволяют оторваться от фильма ни на секунду.

Эта картина попала в ТОП-100 лучших фильмов по версии Rotten Tomatoes. И правда, на фоне множества ремейков классики она действительно смотрится выигрышно.
«Красавица и Чудовище», 2017 год
Попытка режиссёра Билла Кондона придать второе дыхание мультфильму 30-летней давности стала коммерчески успешной. Фильм собрал более 1,2 млрд долларов в мировом прокате, став самым кассовым игровым мюзиклом и 20-м в списке самых кассовых кинофильмов всех времён.

Но ни Эмма Уотсон, ни Люк Эванс не смогли вызвать у зрителей (по крайней мере, взрослых) те эмоции, что вызывал фильм 1991 года: трогательный, красивый, глубокий. К тому же, бюджет в 160 млн не делает картину убедительнее: здесь блёклый визуал, плохая цветокоррекция, слабая графика, неубедительный зверь.
Кроме того, примерно с этого фильма Disney начал брать курс на соблюдение нынче популярной на Западе повестки: в нём была сцена однополого поцелуя. Показывали его вскользь и якобы в шутку, но уже тогда критики заговорили об определённой позиции, которую заняла компания.
И главная претензия к фильму: создатели не объясняют, за какие качества и почему Белль смогла полюбить Чудовище: персонажи шаблонные. Словом, картина вызывает только одно желание — пересмотреть оригинал, но если «Красавицу и Чудовище» переснимают, значит это кому-то нужно. Хотя бы детям, которые оригинальный мультфильм не видели, но Эмму Уотсон знают.
«Аладдин», 2019 год
Ремейк режиссёра Гая Ричи выглядит так, будто его снимали в последний момент. Героям не веришь, их лица быстро забываются, и оба центральных персонажа блекнут на фоне мультяшных Алладина и Жасмин. Создатели зачем-то решили убрать линии с харизматичными Яго и Абу, сократили время Джинна, Джафара и Аладдина, зато вывели на первый план Жасмин и её служанку. А Уилл Смит в тысячный раз сыграл Уилла Смита, хоть и талантливо: тем не менее, он не выдерживает никакого сравнения с гениальным Робином Уильямсом.

Юмор, там где он встречается, тоже очень предсказуемый. Танцы и песни весьма посредственные. Кроме того, при просмотре не чувствуется никакой сказочности и таинственности Востока — казалось бы, именно на это можно было сделать ставку, хорошенько поработав над визуалом.

Фильм можно рекомендовать детям, которые не видели оригинального мультфильма 1992 года, которому ремейк проигрывает практически во всём.
«Король Лев», 2019 год
Этот фильм стал одним из самых кассовых за 2019 год: он принёс 1,650 млрд долларов. И, хотя в целом, критики и зрители встретили фильм с ностальгией и любовью, в нём много недостатков.
Если в «Книге джунглей» Джон Фавро ещё пытался привнести в знакомую всем историю что-то своё, наделил животных интересными характерами, подвижной мимикой, то здесь режиссёр, видимо, устал и практически один в один технически переснял оригинал.

А компьютерная графика буквально «съела» душевность и драматичность мультфильма. Поэтому подача, несмотря на очень уверенную визуальную составляющую, оказалась пластмассовой. Между Муфасой и Симбой и вовсе не ощущалось никакой родственной связи. Как так получилось, что студия, подарившая миру 25 лет назад душевный мультфильм, который не могут смотреть без слёз ни дети, ни взрослые, сняла такой ремейк — загадка.
«Леди и Бродяга», 2019 год
Премьера ремейка Чарли Бина прошла по кинотеатрам совсем тихо. Рейтинги на «Кинопоиске» — 6,1, а на IMDB — всего на балл выше. История встречи представительницы высшего общества кокер-спаниеля Леди и дворняги по прозвищу Бродяга, с которой зрители познакомились в далёком 1955 году, разочаровала многих.

Большая часть новых сюжетных линий и эпизодов сделана не в угоду содержания, а чтобы отдать дань западным трендам в обществе и кинематографе. Например, хозяевами главной героини стали белый мужчина и темнокожая женщина (чего не было в оригинале). С художественной точки зрения, этот ремейк получился бессмысленным, потому что почти копирует сюжет мультфильма, лишь расширяя некоторые сцены и внося актуальную толерантность.
«Дамбо», 2019 год
Об удивительной истории циркового слонёнка Дамбо зрители узнали в 1941 году. За новый ремейк золотой классики спустя девять лет после выхода «Алисы в стране чудес» вновь взялся Тим Бёртон, но результат получился не таким успешным.
Не спасли картину даже Колин Фаррелл, Ева Грин, Майкл Китон и Денни ДеВито. Главный минус картины — это её сюжет. Весь фильм можно было уместить максимум в полчаса, поэтому нарочитое растягивание сказалось и на динамике, и в итоге на кассовых сборах.

В оригинальном мультфильме создатели объясняют зрителям, что даже врождённые недостатки (большие уши слонёнка) можно превратить в достоинства, если рядом есть друзья. В ремейке всего это нет: поучительная история не сложилась. Несмотря на потрясающий визуальный ряд и большое количество звёзд, «Дамбо» получился незапоминающимся — без души.
К слову, это один из худших фильмов, согласно рейтингам, в фильмографии Тима Бёртона, который и так находился в тот момент не в лучшей форме (после работы всё с тем же Disney).
«Мулан», 2020 год
Одним из самых ожидаемых фильмов 2019 года года был именно этот ремейк Disney. До релиза в сети то и дело появлялись какие-то немыслимые суммы, которые потратили создатели на производство: 300 млн долларов. В поисках актрисы на роль Мулан ассистенты режиссёра Ники Каро побывали в пяти странах и встретились с почти 1000 девушками.
Работа была проделана колоссальная, но что получилось? Если в оригинале 1998 года Мулан — яркая и озорная девушка, которая бежит на войну, при этом не обладая никакими навыками, то в ремейке она с самого начала обладает всемогущей силой, ей все поклоняются. Зрителям изначально не за что беспокоиться, незачем переживать.

Любые сражения в кадре поставлены в духе «индийского кино», причём слабого, а графика выглядит на редкость куцой и слабой.
Помимо всего прочего, картина отметилась громким скандалом в США: в титрах фильма была благодарность властям китайского региона, где компактно проживают уйгуры: на Западе категорически осуждают политику Поднебесной по отношению к этому этническому меньшинству.
Провальный проект студии получил оценку в 6,5 на «Кинопоиске» у российской аудитории, и 5,7 на Imdb — у западной.
«Круэлла», 2021 год
«Круэлла» Крейга Гиллеси является своеобразным полуремейком и полуприквелом к классическому мультфильму Disney «101 далматинец». Один из плюсов картины — отлично подобранный актёрский состав. Харизма Эммы Стоун и Эммы Томпсон во многом «вытягивает» историю. Отдельно нужно сказать и про наряды — фильм был удостоен премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов, также он получил номинацию за лучший грим.
Однако «Круэлла» настолько сильно заботится о своём внешнем виде, что напрочь забывает о содержании. По сути, у режиссёра получилась талантливая нарезка музыкальных эпизодов, которые почти не клеятся друг с другом.

В фильме зрители должны были увидеть историю злодейки, как и в ленте «Малефисента». Понять, почему Круэлла стала такой жестокой. Посмотреть на знакомый образ с другой стороны. Но у сценаристов этого явно не получилось. Тем не менее, фильм получил высокие оценки — за свою красоту.
«Пиноккио», 2022 год
В ремейке Роберта Земекиса, как и в оригинале 1940 года, зрителей знакомят со сверчком Джимини, который пролезает под дверью в лавочку деревянных дел мастера Джеппетто и рассказывает удивительную историю о превращении куклы в настоящего мальчика.
Надо сказать, что 3D-дизайн деревянной куклы Пиноккио очень похож на оригинальный рисунок персонажа. Но самому Пиноккио не хватает эмоциональной вовлечённости в события.
В оригинале авторы не боялись бросать героя из крайности в крайность: будучи хорошим и послушным мальчиком, он был искренним, когда вёл себя плохо, здесь же он напрочь лишён жизни.

Надежда зрителей была на Джеппетто в исполнении Тома Хэнкса, но и он, на удивление, получился однотипным. Некоторых озадачил и выбор актрисы на роль Голубой Феи: её сыграла лысая темнокожая артистка Синтия Эриво. В оригинальном мультфильме героиня была белокожей и с пышной шевелюрой.
Что касается визуальной составляющей, здесь практически любая мелочь в кадре — слабо нарисованная 3D-модель. Чем хотели удивить создатели, непонятно. Российскому зрителю кино пришлось не по душе: рейтинг на «Кинопоиске» составил только 5.4, на Западе история успехом тоже не увенчалась — оценка 5.0.
И что в итоге?
Большинство ремейков Disney всё же плохи. Повторение одних и тех же историй для получения кассовых сборов, игры с толерантностью и паразитирование на ностальгии зрителей по старым мультшедеврам только портят репутацию легендарной студии.
Если уж и снимать ремейки, то хотя бы в стиле «Круэллы» или «Малефисенты». По крайней мере эти картины позволяют посмотреть на знакомых персонажей свежим взглядом.
Тем не менее, многие ремейки студии собирают хорошую кассу, а значит, будут выходить и дальше. Пусть даже под критику, скандалы и негативные отзывы. Видимо, в Disney убеждены, что чёрный пиар — тоже пиар.




