ВВ театре Karlsson Haus, чье название созвучно с детской сказкой, проходит совсем недетский спектакль «Сказки Шута и Короля» (16+).
Видео: 78.ru
На сцене три персонажа:
Жуткая история с тонкими шутками, философией и, что самое важное, отсылками на сюжеты песен хоррор-панк группы «Король и Шут». Что случится со всеми троими? Не расскажу. Все ответы в текстах песен!
Панки бы за такое занудство меня не уважали, но… Философ Аристотель считал, что «познание начинается с удивления», так как удивление приводит к вопросам, которые, в свою очередь, приводят к поиску знания. Удивление обычно возникает в тех сферах и вопросах, которые не получается объяснить с помощью нашего текущего знания или опыта.
Группа «Король и Шут» может быть близка или не близка, любима или ненавидима, но что точно у неё не отнять, так это умение удивлять. Удивиться можно их стилем музыки, панковским привычкам, эпатажу или образу. Лично меня больше всего удивляют тексты.
По сравнению с другими популярными русскими панк-группами 90-х и 00-х, «КиШ» действительно оказываются исключительными в выборе материала для сюжета песен. В них разворачивается сказочный мир, в котором переплетены фольклор, мифы и личная философия.
В недавно вышедшем сериале «Король и Шут» использован интересный приём: два фронтмена, Михаил Горшенёв и Андрей Князев, попадают в сказку по мотивам собственных песен, где идут спасать принцессу от колдуна.
Кирилл Люкевич, режиссер спектакля в Karlsson Haus, в интервью журналу «Театр» также утверждает, что тексты песен удачно получается перекладывать на драматургию:
«Песни „Короля и Шута“ очень театральны. И в основе нашего замысла было желание сохранить сами песни — но не базироваться только на них. Поэтому формат спектакля — сказка, в которой есть ещё множество сказок».
Получается, что принципы драматического сюжета для «Сказок Шута и Короля» были взяты из текстов песен «Короля и Шута», которые, в свою очередь, черпали вдохновение из сказок, фольклора и мифов. Закружило, но круговорот заимствований — не всегда плохо!
Спектакль показывает новые стороны старых историй. Например, не привычного нам циркового шута-придворного, а шута-гопника в спортивном костюме из 90-х.
Во всём круговороте ключевым остается слово панк и его философия — философия протеста. Помимо привычного ассоциациативного ряда «эпатаж-наркотики-разгул» есть другой, первичный — «индивидуальность-юродивость-свобода-протест». Герои песен, как и сами музыканты, стремились не просто к свободе от закона, но и от чужого мнения, владеющего над людьми.
«Король и Шут» как панки создавали свои законы для музыки и жизни. Возможно, поэтому мир, в котором существуют ведьмы, шуты и ловцы молний, кажется нам сумасшедшим и далёким. В этом смысле творчество группы поднимает важный философский вопрос: любой ли, кто выходит из правил общества — безумец? Философские вопросы на то и философские, что не имеют ответа.
«Короля и Шута» до сих пор слушают и любят, возможно потому, что сказки никогда не стареют. Тому доказательство существование современных групп, которые продолжают черпать вдохновение для текстов из фольклора. Первое, что пришло в голову — дуэт IC3PEAK с их страшилкой «Сказка»:
«Я из страшной русской сказки, всё равно откуда ты
Не боюсь дневного света, здесь итак хватает мглы
Мир подарит сколько просишь, заберёт, когда не ждёшь
Не играю в твои игры, ты когда-нибудь умрёшь…».