Действующий президент Турции Реджеп Эрдоган с небольшим отрывом опередил в первом туре оппозиционного кандидата Кемаля Кылычдароглу, придерживающегося прозападных взглядов.
Теперь решающая битва должна развернуться 28 мая.
Между тем, у некоторых петербуржцев, как и россиян, уже забронированы туры в Турцию на высокий летний сезон 2023.
А кто-то собирался приобрести пакеты или забронировать билеты и жилье в ближайшее время.
78.ru разбирался, какие настроения на отдых теперь появились и к каким сценариям надо готовиться.
Опрошенные участники туристической отрасли признают: продажи туров в Турцию встали на паузу. Некоторые покупатели теперь обрывают телефоны туроператоров и пытаются хоть как-то прояснить ситуацию.
По словам руководителя отдела продаж турагентства «Бон Тур» Моники Беляцкой, за последнюю неделю спрос на Турцию упал практически до нуля. Но тут сказались многие факторы.
— Важно понимать: свою роль сыграли, прежде всего, взлетевшие вверх цены в этом сезоне, а не политическая ситуация, которую, действительно, трудно назвать в последнее время стабильной.
Петербуржцев, как и россиян, волнуют именно стоимость туров, а не какие-то геополитические аспекты и то, какие конкретно персоналии находятся у власти, если дело не доходит до совсем радикальных вариантов, типа революций. Но, тем не менее, именно персоналии формулируют ценовую повестку, — констатировала она.
Генеральный директор туроператора «Премьера» Марина Самородская согласна: пока все находятся в замершем и подвешенном состоянии.
Те, кто внес полную оплату по условиям раннего бронирования, ничего не делают, так как деньги уже отданы.
— Но даже если рассматривать вариант, когда Эрдоган не удержится у власти, надо четко понимать одну вещь: та же оппозиция владеет многими отелями на побережьях. Никто не допустит, чтобы они простаивали и не приносили прибыль. А основной поток туристов это россияне, — поделилась она.
По мнению генерального директора турагентства Saut Travel Ирины Турковой, сейчас делать выводы и строить какие-либо прогнозы преждевременно и ни один здравомыслящий человек за это не возьмется.
Итоги выборов станут окончательно известны в конце мая. Тогда и наступит какое-то предварительное понимание.
— У нас есть два базовых наилучших и наихудших сценария. Первый вариант: Эрдоган остается и тогда для россиян ничего не меняется.
Если к власти придет оппозиция, и мы исходим из самого пессимистичного расклада, то Турция может присоединиться к западным санкциям против России. Но опять же это не произойдет в один момент, в один день и по щелчку пальцев. То есть, запас времени у всех будет, — рассуждает Ирина Туркова.
Как она поясняет, если у уже туристов приобретен пакетный тур у операторов, то здесь не стоит беспокоиться. При отмене авиасообщения все равно таких людей обязательно вывезут на Родину. Это наработанная схема и в пандемию, и после февральских событий 2022. Если же запрет на перелеты введут до старта поездки, то туроператоры либо предложат отдых в других странах, а направлений сейчас много, либо это будет депозит на будущее, когда обстановка наладиться.
— Серьезно обеспокоиться стоит самостоятельным туристам, у которых уже куплены билеты и забронировано жилье. Опять же может повториться сценарий, когда таким путешественникам придется закладывать дополнительные расходы на билеты на возврат, которые могут резко подскочить в цене.
Я общалась с коллегами, пока они не сообщают о массовых отказах от броней в Турцию, но лично у меня двое клиентов осле первого тура засомневались, — отмечает эксперт.
На условиях анонимности собеседники делятся: да, возможно, проблемы возникнут с тем потоком туристов, которые рассчитывают на серьезную «экскурсионку» и посещение крупных городов. Там отношение к путешественникам из России может поменяться. С пляжным отдыхом проблем в 2023 возникнуть не должно, так как контракты с отельерами уже заключены.
Политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра предполагает, что, скорее всего, никаких резких политических решений по итогам 2023 приниматься пока не будет. Хотя всегда стоит опасаться. Наихудший расклад возможен в том случае, если оппозиция массово выведет людей на улицы после второго тура или в Турции введут чрезвычайное положение.
— При этом экономика всегда идет впереди политики. И в этом плане плюсов у нас есть зерновая сделка, «Южный поток», новая АЭС «Аккую», построенная, напомню, россиянами, и стабильные цены на газ для населения, а контракты по многим вопросам уже заключены до конца 2023.
Волнения, предположительно, при худшем раскладе возможны в Анкаре и Стамбуле, мэры которых придерживаются, как известно, оппозиционных взглядов. Но вряд ли такие события можно прогнозировать для курортных зон, нуждающихся в притоке денег и передачи их в периферийные зоны, пострадавшие от землетрясений, — рассуждает Дмитрий Гавра.
Доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Давид Тереладзе успокаивает: все в итоге будет нормально, волноваться не стоит. Туризм — это ключевой бизнес Турции, а российские туристы приносят для сферы самые большие доходы. Никто от такого многомиллиардного пирога отказываться не будет. В случае проигрыша действующего турецкого президента может лишь смениться риторика на политическом разговорном уровне, а до фактических действий вряд ли что-то дойдет.