Прямой эфир

Театр-лаборатория в Эрмитаже: 13 новых прочтений картин знаменитых художников

Светлана Милёшина
9 мая 2023, 18:42
Блогер Светлана Милёшина специально для 78.ru побывала в Эрмитаже и оценила результат сотворчества крупнейшего музея и cтарейшего театрального вуза страны — Российского государственного института сценических искусств.
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Эрмитаж не перестает удивлять своей смелостью и экспериментами: пока в Синей спальне Зимнего дворца идёт классическая выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI—XXI веков», в Главном штабе бросают вызов типичному экскурсоводному материалу.

«Чудесный источник. Театр-лаборатория в Эрмитаже» — под этим непонятным названием скрываются 13 театральных этюдов, посвящённых картинам знаменитых художников: Моне, Дега, Ван Гогу, Гогену, Малевичу и другим.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Лично для меня, уставшей от выставок фарфора и Рембрандта, новаторский проект стал глотком свежего воздуха. Синтез разных направлений в искусстве, что сейчас называется модным словом интермедиальность, позволяет по-новому взглянуть на привычные пейзажи и оценить талант актёров и режиссёров, которые могут перевести визуальный язык картин на язык театра, музыки и танца. Смелость Эрмитажа ещё доказывает тот факт, что были приглашены не знаменитые деятели культуры, а студенты — драматурги и актеры Российского государственного института сценических искусств.

Что же они там натворили?

13 постановок оказались абсолютно не похожими между собой, и дело не только в разных художниках. Драматурги были свободны в выборе жанра для этюда. Итого: после чего-то смешно, после чего-то странно, а после чего-то хочется открыть и перечитать древнегреческий миф.

Древнегреческий миф захотелось перечитать после постановки «Муза на краю пропасти», посвящённой картине Мориса Дени. «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи» (1908).

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Сюжет постановки, как можно догадаться, посвящён мифу об Амуре и Психее. Помимо разворачивающейся драмы между возлюбленными, звучит дуэт флейтистов, и вот ты уже патетично стоишь где-то там — в Риме.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

«Такие проекты нужны, так как они помогают обратить особое внимания зрителя на какую-то картину, запомнить ее», — поделилась мнением Надежда Новикова — режиссёр «Музы на краю пропасти». И, действительно, гуляя самостоятельно и разглядывая всё подряд, сколько картин вспомнишь по приходе домой?

Все 12 картин я запомнила только при помощи постановок. На трёх самых запомнившихся осмелюсь перевести театральный язык на язык очерка.

«Страшные сказки» — кусочек жизни на картине Эдгара Дега «Площадь Согласия» (1875).

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Сотни набросков валяются на полу, а молодой человек не сдаётся и в 101-й раз повторяет карандашом фигуры героев картины. Усердно, быстро и как-то тревожно.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

На фоне слышатся звуки с улицы, диалог дочерей с отцом. Художнику это чудится, он сходит с ума? Зачем он так упорно повторяет сюжет картины? Разговор на фоне повседневный, но ощущения от него создаются жуткие. Вот-вот случится беда! Случится страшная сказка! И страшная сказка случается: отчётливый звук аварии пронзает не только меня и зрителей, но и молодого человека, выскакивающего и роняющего очередной рисунок на пол.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Эдгар Дега — импрессионист, но среди своих коллег импрессионист нетипичный. Художники этого направления старались передать эмоцию с помощью использования ярких цветов, в то время как «Площадь согласия» выделяется своими серыми, мрачными красками. Картина воспроизводит кусочек жизни. Этюд же, на мой взгляд, всецело погружает тебя в эту тревожную жизнь, передавая ощущение страшного случая, который мог бы случится за пределами картины.

«Деконструкция» по картинам Ван Гога.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Я ничего не поняла в этой постановке и просто наслаждалась…

Две фигуры в костюмах, заляпанных краской и сшитых так, что не видно лиц. Одна — играет на глюкофоне, звук которого даёт почувствовать абсолютное спокойствие, неожиданно нарушаемое грохотом упавших кистей из рук второй фигуры. Пока это писала, поймала на секунду шанс понимания. Ускользнул. По-прежнему ничего не понятно. Ещё больше вопросов возникает из-за загадочной несостыковки: в зале — картины Поля Сезанна, а в брошюре сказано, что этюд посвящён Ван Гогу. Вроде запутали досконально, но можно отнестись философски и отдаться спокойствию, которого требует этюд.

Никуда без чёрного квадрата: завершает все постановки этюд «Белый звук» — философская медитация над Малевичем.

Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum
Фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Что такое «Чёрный квадрат»? — Это обо всем и ни о чём. Четверо. Они рождаются, учатся говорить, доходят на высшей точки — любви и до всецелого понимания мира. Но всё циклично: дальше, как всегда и бывает в истории, начинается нисхождение. Четверо всё теряют. Начинают говорить на разных языках. Всё разлаживается. Все разобщаются. И так по кругу, по кругу, по кругу. До падения.


#

фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

#

фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

#

фото: vk.com/lab.hermitagemuseum

Поднимитесь, чтобы пойти в Главный штаб? Там чудесно, то есть «Чудесный источник».