В 1944 году во время Второй Мировой войны Сталинград и британский Ковентри «породнились» и стали побратимами. Это красивая история связала два города, почти полностью разрушенных из-за фашистов. Тогда жители Ковентри подарили сталинградцам скатерть с вышитыми именами 830 женщин и словами: «Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление». Вместе с символическим подарком в СССР отправились собранные британцами деньги.
В 2008 году в честь 65-летия побратимских отношений жители Волгограда передали в Ковентри «Сталинградскую скатерть». А подарок из Англии, ставший символом дружбы, до сих пор хранится в музее «Сталинградская битва».
Но эта история, к сожалению, закончилась печально. Дружба, выдержавшая натиск Холодной войны, не устояла перед соблазнами русофобской истерии после начала СВО. В марте прошлого года муниципальный совет Ковентри объявил о приостановке побратимских отношений с Волгоградом и решил «породниться» с Мариуполем, где тогда окопался нацистский батальон «Азов». Его бойцы до поражения и пленения очень любили демонстрировать свастики и другую символику СС. Что-то с 1944 года явно поменялось в отношении властей Британии к нацизму.
фото: Pixbay.com
В 1957 году появилась Всемирная организация породнённых городов. Города-побратимы договариваются о постоянном сотрудничестве и взаимопомощи в кризисных ситуациях. Они проводят совместные культурные и спортивные мероприятия. Также сотрудничество распространяется на сферы экономики, медицины, защиты окружающей среды и многое другое.
Первым городом-побратимом Ленинграда стал финский город Турку. Это произошло в далёком 1953 году. И эта многолетняя дружба вовсе не была бумажной. В Петербурге раз в два года проходили Дни Турку, когда на берегах Невы принимали финские делегации, а в Суоми так же устраивали Дни Петербурга. В Турку в 1977-м году появилась Ленинградская улица, а в Петербурге спустя 10 лет улица Турку.
В 2013 году два города широко отметили 60-летие побратимских отношений. Тогда обсуждалась интенсификация сотрудничества, которое вышло далеко за пределы привычной культурной сферы вроде совместных семинаров, форумов и выставок или обменов студентами. Города развивали совместные проекты в области судостроения, развития морского кластера, биотехнологий и фармацевтики.
Петербург всегда отличался активной внешней политикой. Когда-то город стал «окном в Европу», но постепенно новые окна открылись и в направлении Азии, Африки и Америки. В итоге на пике у Северной столицы было около сотни побратимов в самых разных точках планеты. Это и бельгийский Антверпен, и западногерманский Гамбург, и вьетнамский Хошимин, и южнокорейский Пусан, и южноафриканский Кейптаун, и иорданская Акаба, и аргентинская Мар-дель-Плата, и американский тёзка Сент-Питерсберг во Флориде, и многие другие города планеты.
Однако примерно 10 лет назад западные побратимы стали вдруг поворачиваться к городу на Неве спиной. Формальным поводом послужил знаменитый законопроект Виталия Милонова о запрете пропаганды ЛГБТ среди детей. К слову, недавно похожий закон появился и во Флориде, где сейчас железной рукой правит республиканец-консерватор Рон Десантис. Но в демократическом Лос-Анджелесе, том самом, где расположен Голливуд, приняты иные ценности. И в 2013 году там стали широко обсуждать разрыв из-за «страшных репрессий в отношении геев», чтобы послать «важный сигнал». Власти подготовили резолюцию о временной приостановке побратимских отношений.
Ещё активнее в деле защиты мнимых прав ЛГБТ оказались итальянцы. Годом ранее о разрыве побратимских отношений с Петербургом объявил Милан, породнившийся с Ленинградом в далёком 1961-м году. Следом соответствующих вопрос подняли Турин и Венеция.
Удивительно, но если в 60-80-е годы в разгар Холодной войны советские города и города западных стран умудрялись находиться точки соприкосновения и тем самым смягчать накал геополитического противостояния, то в, казалось, бы куда более мирную эпоху пошёл обратный процесс. Запад отказывался понимать Россию и её политику, и если когда-то всему виной было идеологическое противостояние двух систем на государственном уровне, то теперь речь шла об инициативах на местах.
Но, разумеется, поворотной точкой стал 2014 год, когда при поддержке Запада на Украине устроили насильственный переворот, приведший к власти радикалов. Антироссийская политика нового режима проявилась в том числе и в публичном разрыве побратимских отношений с городами когда-то братской страны. В 2016 году от Петербурга отрёкся Киев. Позже за ним последовал Харьков.
После начала СВО старые «братья» продолжают разбегаться. Разумеется, в первых рядах, уже в марте 2022 года о разрыве побратимских отношений объявили польские Варшава и Гданьск. Но куда печальнее был «привет», полученный из куда более близкой страны Финляндии. Ещё совсем недавно многие петербуржцы регулярно ездили туда «просто так» – купить продукты.
Уже 28 февраля 2022 года мэр турку Минна Арве сообщила губернатору Петербурга Александру Беглову о приостановке на неопределённый срок любого сотрудничества между городами. С загадочной формулировкой «по независящим от Турку и Петербурга обстоятельствам». Одновременно администрация финского дома приняла решение о закрытии Дома Турку в Петербурге. Так город на Неве потерял старейшего побратима.
Фото: gov.spb.ru
Зато с 2014 года новый виток получило сотрудничество Северной столицы с побратимом Севастополем, а в 2022 году новым побратимом Северной столицы стал освобождённый Мариуполь, тот самый, к которому присматривались в Ковентри, когда там сидели нацисты. Теперь специалисты из Петербурга помогают восстанавливать разрушенный город, строят там социальные объекты, реконструируют театр. А петербургские лагеря в 2023 году посетят 2500 школьников из Мариуполя. Наверное, это тот случай, когда новый друг лучше старых двух. Потому что надёжнее.