Автосалоны и организации, прибегающие к мошеннически схемам при продаже автомобилей и их обслуживании, работают в России десятилетия. Новый президент Ассоциации «Российские Автомобильные Дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин намерен навести порядок в отрасли за счёт сертификации автодилерских центров и присвоении им системы звёздности, которая сейчас задействована в сфере деятельности гостиниц.
В арсенале борьбы с жуликами также рассматриваются публичные «чёрные списки» и горячие линии.
78.ru узнал мнение петербургских экспертов и участников рынка, удастся ли такими методами искоренить мошенников.
Опрошенные отельеры, чью систему сертификации потенциально готов использовать РОАД, к инициативе относятся с сомнением. Дело в том, что наряду с присвоением звёзд по определённым критериям, которые вряд ли применимы к автосалонам, есть и агрегаторы отзывов в интернете, рейтинги, и всё это работает во взаимодействии.
Как поясняет владелец бутик-отеля «Павловские апартаменты» Валерий Фенько, провести оценку возможно двумя способами: либо обратиться к независимым аккредитованным экспертным организациям, либо воспользоваться услугами специализированной организации при Министерстве экономики. Аттестация производится один раз в три года, по её итогам выдаётся свидетельство.
— Расценки на работы начинаются от 80 000 до 100 000, но всё зависит от площади и его претензий на *. Чем они больше, тем дороже. Так как надо скрупулёзно проверить каждый номер. У автосалона, скорее всего, окажутся высокими затраты на проверку уровня технического обслуживания клиентов. Да, случается, что * по прошествии времени не подтверждается. Но так может произойти из-за меняющихся требований. Например, обязательным условием для отеля 4* до пандемии было наличие ковролина, теперь этого требования нет, — поясняет Валерий Фенько.
Имеются агрегаторы, собирающие информацию о реальном положении дел (TripAdviser, Tophotels) и выдающие её пользователям. И если отелями люди пользуются достаточно часто, то машину покупают далеко даже не каждый год.
Как рассуждает генеральный директор отеля «Санкт-Петербург», член совета директоров CITYTEL Group Андрей Петелин, видимо, речь шла о системе репутационных оценок бизнеса.
— В идеале она должна отражать, что салон честный, клиентов там никто не обманывает, а к качеству работ и товару претензий не имеется. Ситуация с внедрением для автосалона «ноу-хау», на мой взгляд, несколько натянута. У нас сформированы базы отзывов, такие, как Yandex, Google. Здесь вопрос в том, что у населения надо формировать культуру потребления и ответственного отношения к крупным покупкам. Чтобы не было так: «А вот вдруг не зайти ли мне в первый попавшийся автосалон ради интереса?» — поясняет он.
Соруководитель комитета по гостиничной деятельности РСТ Виктория Шамликашвили отмечает, что в присвоении категорийности учитываются условия и услуги, получаемые потребителем, накопленные заведением баллы и также принимается во внимание опыт тайного покупателя.
Здесь есть свои нюансы: например, заведение может предлагать проживание высочайшего качества, иметь замечательные отзывы, но в нём будет насчитываться всего пять номеров и отсутствовать ряд обязательных услуг. Такой объект априори не получит статус 5*. Он станет только бутик-отелем.
— Важно также понимать отличие между звёздностью и рейтингованием. Второй термин нам говорит о приблизительном соотношении: цена — качество. Гостиница может иметь одну *, но в итоге в рейтинге выйдет на первое место. Так дело и обстоит с рейтингованием в принципе. Проблема заключается в том, в принципе нет чётких и понятных критериев этих соотношений. Мы же не требуем от тех же лоукостеров большого расстояния между креслами, большого ассортимента еды и напитков и т. д. Но в народных рейтингах они оказываются в топах, — рассуждает аналитик.
По её словам, в отношении автосалона встаёт вопрос, а что там взять за критерии для оценки. Дилерские центры могут торговать широкой линейкой брендов: от самых дорогих до бюджетных.
— Как всё это сравнить? При этом, как и отель, автосалон может управляться как собственниками, так и работать по франшизе. В последнем случае, всё может быть сомнительно, а может быть, и наоборот, — отмечает Виктория Шамликашвили.
На условиях анонимности отельеры признают: звёзды технически можно подтянуть до нужных. Например, в номере, где нет холодильника, принесут 28 распялок для одежды или дополнительную тумбу, чайник, фен, утюг и т. д.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов также обращает внимание: у отельеров проверяются номера, наличие питьевой воды в них, бассейна, качество его уборки и т. д.
— Если взять такие же параметры для автодилеров, то мошенники окажутся впереди планеты всей. Они покажут и чистые машины, и их разнообразие и т. д. Главная проблема в «ноу-хау» заключается в том, что никак невозможно проверить именно критерий «жуликоватость». Оценить его в теории можно было бы по наличию судебных исков к компании. Но и здесь выходит неувязка: жулики, как правило, работают от нескольких десятков юридических лиц и с лёгкостью открывают новые. Если мы говорим о ТО, то опять встаёт вопрос, как оценить и его качество? Болт либо закрутили, либо нет. Колесо либо отвалилось, либо нет. И как это расценивать? Колесо отвалилось на 2* или 3*? — иронизирует эксперт.
Как добавляет Холодов, раньше существовало понятие «официальные автодилеры», и это какое-то время равнялось знаку «качественно». Но потом под них начали активно мимикрировать мошенники.
Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов также вспоминает термин «официальные автодилеры». К ним поставщики всегда выставляли многостраничный список требований: наличие грузовой площадки и шоу определённой площади, конкретного списка мебели, капремонта и т. д.
— Пока что, на мой взгляд, жуликоватость можно было бы оценивать с точки зрения недвижимости и подхода к ней. У мошенников всё в аренде через подставных лиц, нет никаких ремонтов. Но и добросовестные дилеры также могут «квадраты» арендовать, другой вопрос, как это всё оформлено с юридической точки зрения. Примечательно, что иногда люди даже отдают себе отчёт: с автосалоном что-то не так, он какой-то подозрительный. Но мнят себя профессионалами и поступают по принципу: «я эксперт, уж меня-то точно не разведут». Мой совет: мошенники как раз способны обмануть даже профессионалов, если те идут на такие эксперименты по каким-то причинам. При малейших сомнениях лучше воздержаться от таких лжесалонов, — подчёркивает Игорь Седов.
По мнению генерального директора и совладельца автохолдинга «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, рейтингование официальных дилерских центров находится в руках клиентов.
— Что касается сертификации дилеров — это роль дистрибьюторов брендов. Строго говоря, присваивая предприятиям статус официальных дилеров, дистрибьютор со своей стороны создаёт в стенах каждого из них идентичный дух бренда, который выражен как в архитектуре, так и в операционных стандартах. Если предприятие строго не соответствует духу бренда, его статус обычно отзывают, — рассуждает он.
Автоэксперт Алик Кортиев констатирует, что совсем уж чёрных мошенников в автосалонах сейчас мало, это менее 10% от рынка.
— Потому на всякий случай не стоит сгоряча заключать сделку, особенно если цена намного ниже — лучше проконсультироваться с автоюристом. Консультация стоит 3000—5000 рублей. Профессионал за эти небольшие деньги сразу же выявит подвохи. Бумаги можно даже отправить по электронной почте. Чаще всего любители серых схем утаивают существенные факты: попадание машины в ДТП, скрученный пробег и т. д. Сейчас много отзывов об автосалонах в Интернете. С этим тоже стоит ознакомиться. Часто для автосалона эффект имеет «сарафанное радио», вот здесь, кстати, тоже стоит всё хорошо самому проверить, — советует аналитик.
По его словам, на ряде торговых площадок существует также звание «профессиональный продавец». Оно присваивается тем, кто продал за год свыше пяти машин. Но под таким званием могут скрываться, как опытные продавцы, так и профессиональные мошенники.
Как отметили в пресс-службе «Авито», под термином подразумевается лицо, занимающееся продажей авто для коммерческой выгоды. Такие продавцы вычисляются с помощью внутренних алгоритмов сервиса.
— Кроме того, чтобы помочь покупателю сделать выводы о продавце и принять взвешенное решение, стоит ли у него покупать авто или лучше поискать другие варианты, мы первые открыли профили продавцов. А также, у нас есть отзывы и рейтинги на продавцов. Мы активно развиваем продукты для того, чтобы рынок авто с пробегом был более прозрачным. Например, «Автотеку» — с её помощью можно проверить историю автомобиля и точность VIN, госномера, — пояснили там.
По правилам сервиса, запрещено вводить пользователей в заблуждение. В любом объявлении можно нажать кнопку «пожаловаться» и тогда объявление отправится на дополнительную модерацию. И в случае нарушения правил аккаунт может быть заблокирован.