Петербуржцы Станислава и Никита рассказали 78.ru о спорной ситуации, возникшей у них с компанией «Делимобиль». Станиславе после аренды каршеринга выставили штраф в 48 тыс. рублей с формулировкой «повреждение транспортного средства» в трёх элементах. Никите «повезло» ещё больше. Его наказали рублём на 70 тыс. за испорченный бампер и стекло задней фары. Истории о скандалах и спорах с этой компанией наводнили просторы Интернета, существует даже группа в социальной сети «ВКонтакте», где насчитывается свыше 6500 участников. Эксперты подчёркивают: такая ситуация характерна для отрасли в целом, а не для какой-то конкретной компании. Усугубляется всё зачастую отсутствием бдительности у пользователей услуг каршеринга. Но есть и варианты подстраховать себя.
Как рассказала Станислава, договор в приложении о правилах пользования услугами «Делимобиль» читала, но бегло, потому что «очень многое было напечатано мелким шрифтом». На вопрос о том, проводила ли она фотофиксацию автомобиля на момент его получения, петербурженка ответила «нет». После пользования машиной для её сдачи фотографии сделаны были.
— Но так вышло, что они у меня не сохранились. Но они есть у компании, — честно призналась Станислава и добавила, что половину суммы уже заплатила.
По её словам, она пользовалась базовым тарифом.
Никита уже пользовался услугами «Делимобиля», но в первый раз также бегло прочитал договор, потому что было раннее утро, и он торопился по своим делам. В последний раз авто после его получения он не сфотографировал и «осмотрел мельком». Фотофиксацию провёл лишь при сдаче. Деньги с петербуржца пока не сняли, поскольку на карте, привязанной к приложению, было недостаточно средств.
— Затем со мной связались из этой компании и предложили решить вопрос уже за 20—30 тыс. рублей, — пояснил Никита.
В группе «Штрафы Делимобиль» в соцсети «ВКонтакте» есть и история иностранного студента с ещё более внушительными цифрами.
— Всем доброе утро, я хочу знать, платить или нет, это очень большая сумма, и я не могу погасить её ни за три дня, ни за год. Я не русский, я — иностранец и студент, просто учусь здесь, в России, тем более, что автомобиль не был повреждён. И я ничего не понимаю, они уменьшили сумму со 110 000 до 80 000, на каком основании эти суммы добавляются, пожалуйста, помогите мне, что делать, — пишет пользователь под ником Mohamed Shorbila (орфография и пунктуация соблюдены авторские).
Президент Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин пользуется услугами «Делимобиль» вот уже несколько лет и никаких претензий к компании не имеет. Впервые попробовать каршеринг его побудила продажа собственной машины с последующей покупкой новой. Теперь Владимир Матягин использует каршеринговые автомобили, когда отправляется в командировки.
— И прежде чем попробовать такую функцию впервые я всё внимательно и несколько раз перечитал, хотя там действительно многое сделано не очень удобно и понятно. Теперь читаю все обновления. Изучил я очень внимательно и раздел о штрафных санкциях. Там, например, есть пункт о штрафах за факт превышения разрешённой компанией скорости. Однажды я поторопился, и действительно в какой-то момент её превысил. Но я тут же оперативно получил предупреждение и сбавил её. В итоге до наказания рублём дело не дошло. Также каждый раз я предельно внимательно и детально оглядываю машину, вплоть до того, грязно ли в салоне, вымыты ли стекла, кузов и есть ли даже мелкие царапины, — поделился он и добавил, что при базовом тарифе поездки ему обходятся в 300—400 рублей и «чаще выходит дешевле, чем в такси».
В пресс-службе «Делимобиль» ситуацию прокомментировали кратко: сами штрафы перечислены в договоре.
Все опрошенные 78.ru автоэксперты призвали потенциальных клиентов как можно более внимательно читать договоры с каршеринговыми компаниями и не соглашаться на такие услуги при малейших колебаниях и сомнениях.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов подчёркивает: по факту штрафы могут быть предусмотрены практически за всё. Так, часто их выписывают за сам факт попадания в ДТП, за несообщение о нём, за превышение скорости, как упоминалось выше. Также наказать рублём могут за курение в салоне, его загрязнение или порчу, слишком плотную парковку по отношению к другим машинам. Также каршеринговые компании берут деньги за эвакуацию автомобилей со стоянок после ДТП или вынужденный простой «железных коней» после аварий, за проезд на красный свет, передачу управления автомобилем третьим лицам.
— Здесь фантазия просто безгранична. Штрафы могут быть и по 100 тыс. рублей. Как доказать, что не курил? Никак. Выход — только десять раз всё перечитать. Потому как, если договор подписан, его нельзя отменить задним числом, — констатировал Александр Холодов.
Также эксперты советуют крайне внимательно подходить к выбору тарифов. Среди них есть те, которые позволяют свести потенциальный ущерб к минимуму. Но опять же здесь надо всё внимательно изучить и выбрать то, что подходит.
По словам руководителя региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослава Данилова, например, у того же «Делимобиля» есть тариф «Сказка».
— Он позволяет сократить расходы. Но и здесь опять же надо быть предельно внимательным и читать досконально формулировки. Дело в том, что названия, описания тарифов могут меняться. Это будет звучать, как что-то знакомое, а на деле может оказаться совсем иным. Что касается фотофиксации — её обязательно надо проводить при принятии и сдаче машины с четырёх сторон. Авто надо фиксировать на кадрах крайне чётко, а не снимать окружающие виды и где-то мельком транспортное средство. Машина — это дорогостоящий товар, и отношение к нему должно быть соответствующее, — даёт рекомендации Святослав Данилов.
По словам автоэксперта Алика Кортиева, стоит попробовать также опцию «управление по франшизе». В этом случае, грубо говоря, арендатору дается КАСКО на время поездки и максимальный ущерб даже при полном уничтожении автомобиля не превысит 30 тыс. рублей. Но это стоит дороже, чем базовый тариф, и сами поездки также растут в цене.
— Также подчеркну важность полной и детальной фотофиксации. Нередки случаи, когда машину «бьют» или портят посторонние лица уже после того, как клиент оставил её в условленном месте. Так что бдительность и только бдительность! — призывает эксперт.
По словам Алика Кортиева, в большинстве случаев у машин в каршеринге имеется КАСКО, а сами компании работают «на сцепке» со страховщиками. То есть, те возмещают ущерб, потом предъявляют претензии физлицам, а те ещё и получают штрафы. Как утверждают участники рынка на условиях анонимности, далее компании часто начинают угрожать судом, но до него дело доходит редко. Чаще всего долг передаётся коллекторам. О передаче долга им по закону должно прийти письменное уведомление. Но зачастую это не происходит. До момента получения документа коллекторам стоит категорически отказывать.
— Попал в ДТП. «Делимобиль» насчитал 650 тыс. при фактической стоимости ремонта в 350. Постоянно звонят коллекторы и систематически нарушают 230 ФЗ даже после отказа о взаимодействии, — пишет пользователь Алексей Чижиков и ищет соратников для подачи коллективного иска на «Делимобиль».
Если человек настроен категорически не платить деньги каршеринговым компаниям, то он сам может обратиться в суд и там потребовать провести независимую экспертизу причинённого вреда. На это уйдёт много времени, нервов и денег. По словам юриста по финансам Сергея Пирогова, услуги специалиста по таким делам обойдутся истцу в Петербурге в 50—60 тыс. рублей, и это пока единичные случаи, так что сложившейся практики нет.
— Требования к клиентам и штрафы за нарушения при этом в большинстве случаев вполне законны и соответствуют, простите за повтор, российским законам. Если имущество было испорчено, то все понимают, что за это придётся заплатить. Если человек курит в неположенном месте, то тоже на федеральном уровне есть штрафы и запреты. То есть, действует метод аналогов. Хотя, конечно, есть вопросы к размеру этих штрафов. А вот формулировки о наказаниях рублём за сам факт попадания в ДТП представляются сомнительными. Это можно в теории оспорить. Таких норм в российском законодательстве нет, — поясняет Сергей Пирогов.
По его опыту, суды по каршерингу сейчас в основном идут по тарифам с франшизой. Это происходит, когда затраты на восстановление автомобиля намного больше, чем выплаты, а компания всё равно хочет «навесить» на клиента дополнительные затраты.
Советуют участники рынка и предельно тщательно следить за телефонами, на которых установлены приложения. Потому что бывают случаи, когда после пропажи смартфонов сообщения о якобы возникших долгах приходят в соцсети.
— Здравствуйте, такая проблема: телефон украли с приложением, я на фоне потери девайса даже не вспомнил про это. Сегодня написали в «ВКонтакте», что со мной нет возможности связаться и у меня висит долг в 200+ тыс. за аренду и штрафы. Я — студент и вообще не смогу отдать такие деньги. Может ли это быть обман? Сейчас связываюсь с оператором, пытаются найти аккаунт. Помогите, пожалуйста, очень страшно, что такая ситуация складывается, — жалуется пользователь Денис Гасилин.
Ему коллеги по несчастью советуют написать заявление в полицию и также напоминают, что даже при удалении приложений, они автоматически не блокируются. Сделать это можно только при личном уведомлении компании каршеринга. Но на это тоже придётся потратить время.