Как подсчитали эксперты Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ), в 2022 году производство бытовой техники в РФ сократилось на 40%. Это произошло из-за того, что крупные западные бренды, такие как LG, Electrolux, Indesit, Bosch и Samsung, ограничили свой бизнес в России или вовсе продали его. На замену им ритейлеры начали закупать товары у китайских и турецких производителей, готовых предложить аналогичную продукцию по схожей, а иногда и меньшей цене, а также развивать частные торговые марки. Между тем, как считают некоторые эксперты, в отрасли уже начал налаживаться параллельный импорт западных хорошо известных россиянам десятилетиями и многим полюбившихся брендов. Но стоимость их продукции растёт. 78.ru выяснял, готовы ли петербуржцы осваивать новое или хотят продолжить дружбу со старыми «знакомыми».
Как рассказал директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов, сейчас меняются пропорции по долям рынка между старыми и новыми брендами, некоторые из которых и до этого присутствовали в РФ, но не в таком объеме.
— Процесс происходит в пользу китайских и турецких игроков. Например, это техника Haier из Поднебесной. Или Beko из Турции. Оценить, как именно поменялись в среднем по рынку эти пропорции, достаточно сложно. Так как есть производители, которые специализируются, допустим, на смартфонах, а кто-то на крупной технике, такой, как холодильники. Но здесь важный тренд заключается в том, что китайские и турецкие игроки устремились если не к тройке брэндов-лидеров, то уж точно к пятёрке, — констатировал он.
Тренд на усиление позиций турецких и китайских производителей подтвердили в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо». Там также отдельно выделили игроков из СНГ.
— До 1,5—2 раз увеличился интерес к торговым маркам из России, Беларуси и Узбекистана с востребованными характеристиками из базового и среднего ценовых сегментов. В 2022 году «М.Видео-Эльдорадо» увеличил предложение Novex и Hi до порядка 400 наименований техники в 37 востребованных категориях, расширив выбор тостерами, встраиваемыми холодильниками, кухонными комбайнами и мясорубками, а также СВЧ-печами, — рассказали в пресс-службе компании.
Там добавили, что у сети сложились партнёрские отношения с крупнейшим производителем бытовой техники в Центральной Азии — Artel, стали эксклюзивно представлять в своих магазинах игровой бренд Thunderobot от Haier, запустили продажи отечественного софта — РЕД ОС и пакет офисных приложений «Р7-Офис», завезли смартфоны французско-китайского Wiko и начали предлагать телевизоры Realme с технологией SLED.
При этом, как заверили в пресс-службе, за год ассортимент собственного маркетплейса вырос вдвое.
Член Совета директоров «Максидома» Мария Евневич отметила, что в отличие от мебели, сантехники, плитки, российские производители которых нашли способ импортозаместить недостающие компоненты и расширить предложение в ассортименте, количество моделей бытовой техники доступных для покупки в торговом зале, наоборот, снизилось.
— Частично удаётся перекрывать это расширением ассортимента в формате маркетплейса позициями, доступными для заказа только on-line, без товарного запаса в гипермаркетах, — констатировала она.
Как пояснил Антон Гуськов, в отрасли есть так называемые A-бренды, они известные и находятся в высокой ценовой категории. Но существуют и B-бренды, они более дешевые, но не так хорошо узнаваемы.
Как поясняют участники рынка, удар как раз пришёлся на А-бренды, такие как LG, Electrolux, Indesit, Bosch и Samsung.
— В связи с уходом с российского рынка крупных А-брендов в ассортименте «Максидома» активно начинали расширяться B-бренды с более доступными ценами. В нише телевизоров на место LG приходят модели от Telefunken, мелкую бытовую технику ушедших Philips и Bosch заменяют Polaris, Brayer, Scarlett, и в крупной себя начали более уверенно чувствовать компании с российскими собственниками — Maunfeld, Lex, — признала Мария Евневич.
Между тем, как отметил Антон Гуськов, в целом по технике дефицита нет.
— Это могло произойти из-за двух вещей. Во-первых, в отрасли сработал параллельный импорт, либо ранее были сделаны запасы у поставщиков. Точного ответа нет, так как ФТС с весны прошлого года временно закрыла статистику по импорту и экспорту. Но, на мой взгляд, всё-таки сработал параллельный импорт, так как техника — это всё же не такой дорогой товар, как, например, автомобили, — подчеркнул он.
Антон Гуськов добавил, что и сами торговые сети сейчас активно развивают частные торговые марки (аналог СТМ у классических продуктовых ретейлеров).
Примечательно, что летом 2022 года сеть «М.Видео-Эльдорадо» провела опрос россиян о готовности покупать новые или малоизвестные бренды. Такое намерение продемонстрировали в теории 86% респондентов. Ещё 83% были убеждены, что производители из Китая, Турции, России и стран СНГ смогут конкурировать с продукцией ряда известных брендов.
Однако на практике участники рынка и эксперты признают, что лояльность к старым западным маркам у многих сохраняется.
— Покупатели сохраняют интерес к технике брендов, ограничивших своё присутствие на российском рынке, что, например, демонстрирует высокий спрос на новинки Apple и Samsung, а также девайсы прошлых поколений этих брендов, — констатировали в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».
По словам Марии Евневич, пока покупатели продолжают ориентироваться на прежние знания о брендах, хотя, конечно, смотрят и на цены.
— В вопросе о том, какую технику предпочтут купить россияне: проверенного, но дорогого бренда или нового, чуть более дешёвого, есть два важных момента. С одной стороны, люди приобретают то, что есть на рынке и доступно по цене. А доходы у большинства населения не растут. С другой стороны, покупка электроники всегда была историей про конкретный бренд, который несёт в себе не просто название, но и доверие и уверенность в потребительских характеристиках. Аналогичная ситуация складывается с портативной техникой, — рассуждает Антон Гуськов.
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва сравнивает ситуацию в отрасли с тем, как на отечественный авторынок заходили корейские и китайские производители.
— Никто всерьёз не верил, что автомобили из Поднебесной кто-то станет на самом деле приобретать. Но время показало, что это не так. И корейцы, и китайцы заходили сначала с дешёвыми моделями, пытались войти в доверие и доказать качество. Но теперь выводятся всё более дорогие марки, — пояснила она.
По словам Елены Пономарёвой, покупатели в высоком ценовом сегменте, особенно те, для кого важен статус, будут и дальше переплачивать за выбранные бренды. В эконом сегменте многие окажутся готовы идти на риски. В среднем классе людям придётся делать мучительный выбор между соотношением цена/качество и опираться многие будут на отзывы о той или иной марки.
— Есть и такой момент, что перейти с того же iPhone на Android крайне сложно. Это две совершенно разных операционных системы. Потому будут и те, кто решит переплатить за собственный комфорт. При этом средний срок эксплуатации, например, смартфонов, составляет около двух лет. А последняя массовая закупка их прошла в сентябре прошлого года на фоне всем известных событий. Так что многие будут теперь думать, — полагает Елена Пономарёва.
Стоит отметить, что в ряде профильных СМИ по ретейлу на днях появилась информация о том, что склады переполнены ноутбуками и смартфонами. Эту информацию отчасти подтвердили в «М.Видео-Эльдорадо».
— В ассортименте сейчас более 700 моделей, что на треть больше средних показателей прошлого года. По оценке «М.Видео-Эльдорадо», в 2022 году в России было продано около 3,1 млн ноутбуков, — отметили в компании.
Антон Гуськов считает, что скопление ноутбуков на складах нет, хотя их запасы имеются.
— Такая ситуация более характерна для рынка смартфонов, — признаёт он.
По мнению Елены Пономарёвой, если информация о запасах соответствует действительности, то впереди всех ждут большие распродажи с хорошим дисконтом. Между тем, прогнозировать, как изменятся цены в 2023 году, участники рынка не берутся. Но они напоминают о взаимосвязи стоимости техники с курсом рубля, который пока позитива не демонстрирует.
Как вспоминает Антон Гуськов, в пошлом году в среднем по рынку телевизоры подорожали на 7—10%. Но в категории A-брендов рост был более значительным. Общие же цифры скорректировали в итоге товары B-брендов.