Петербуржцы всё чаще стали жаловаться на сомнительные товары на маркетплейсах — под видом оригинальной продукции продавцы отправляют откровенную подделку. И если копии известных брендов одежды, сумок и обуви несут разве что эстетический вред, то фальшивая декоративная косметика порой доводят человека до больничной койки. Как отличить реплику от оригинала, и какие последствия могут быть для здоровья? Корреспондент 78.ru сделала контрольную закупку.
В пункте выдачи интернет-магазина забираем тональный крем и тушь для ресниц популярных косметических брендов. Несём все это к стилисту, который каждый день имеет дело с профессиональной косметикой. Тушь распаковываем сразу — коробочка мятая, выполнена из дешёвого картона, сам тюбик из некачественной пластмассы. Стоимость этого товара — 244 рубля, за оригинал пришлось бы заплатить в несколько раз больше.
— Видно, что она очень-очень сухая, самого средства там практически нет, потому что если мы возьмём оригинал, будет достаточно чёрный, густой тёмный цвет, а здесь видно, что средства практически нет. Хотя она новая, — рассматривает покупку стилист Ульяна Старобинская.
Тональный крем куплен на том же маркетплейсе и со скидкой. Распродажа на популярный продукт позволила вместо 3,5 тыс. заплатить всего 400 рублей.
— Видно, что он такой неоднородный, более густой, потому что оригинал более жидкий, более лёгкий, а здесь видно, что это такой низкобюджетный тональный крем. И он очень неравномерно наносится, как такая масляная замазка, — добавляет Старобинская.
Такой крем, говорит стилист, навредит коже, да и эстетический эффект будет отличаться от желаемого. Тушь не менее опасна.
Судя по резкому кислому запаху, внутри явно что-то химическое.
— Мы можем вызвать обострение и терапию, реабилитационное лечение может оказаться очень тяжёлым. Сейчас по статистике у 85% есть такие реакции, осложнения, которые не восстанавливаются. И никакой специалист, доктор, кафедра в этом вам не помогут, — поясняет врач-дерматовенеролог Лариса Проскурина.
В этой клинике часто помогают жертвам фальсификата. Главные пациенты — старшеклассники и студенты, которые ради экономии покупают самые дешёвые средства, а потом тратят в несколько раз больше на лечение.
На коже от поддельной продукции, кроме высыпаний, появляются ожоги и глубокие раны. Врачи говорят, что в хорошей косметике никогда не будет силикона, микропластика и гормонально-активных веществ. Но иногда список ингредиентов может вызвать недоумение.
— Чтобы пожениться, чтобы сделать большой ролл, чтобы сделать потом тёмный угол мёртвый — что вообще здесь написано! — возмущается блогер Ольга Редотум.
Даже если на упаковке более связный текст, но состав указан неверно — продукт фальсифицированный. Ольга охотится за подделками. Покупает в интернете подозрительную косметику и сравнивает с настоящей из официальных магазинов. За каждой распаковкой следят больше миллиона подписчиков.
— Какая нелепица! Посмотрите, просто бумажка прилепленная. Как некрасиво. А здесь ещё помада, которую будто вытаскивали. Её использовали уже! — убеждена Редотум.
Главный лайфхак от блогера — читать отзывы. К примеру, в комментариях на странице, где мы выбирали косметику, покупатели указали: тушь сухая, явный контрафакт. А тональный крем вызвал волну негодования.
Если торговца подделками поймали, ему придётся выплатить компенсацию бренду и штраф государству. Или даже отправиться за решётку. Неустойка от 10 тыс. до 5 млн рублей, а срок — до четырёх лет.
— Если пострадавший потребитель сталкивается с контрафактом, обращается к продавцу, то с наибольшей долей вероятностью этот продавец ему деньги вернёт, потому что ему этот шум не нужен. И, соответственно, ему выгоднее отдельно взятому потребителю, который будет товар возвращать, деньги вернуть, чем отказывать и нарываться на весь букет проблем и санкций, — объясняет председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов.
Суперскидки тоже вне закона. Эксперты подчеркивают, когда цена падает в десять раз, это уже не рекламный ход, а нарушение прав.
— Это уже нельзя отнести к маркетингу, можно больше отнести к конкретному обману, потому что товар, который стоил 4 тыс. рублей, не может стоить даже на распродажах 300, у него как минимум есть себестоимость, ниже которой любой бренд, любой продавец это не сделает, — считает маркетолог Андрей Капитонов.
Отслеживать качество продукции — дело полиции и Роспотребнадзора. Однако, судя по количеству дешёвых подделок в интернет-магазинах, контролировать этот сегмент рынка не удаётся. Мы направили в надзорное ведомство официальный запрос — кто и как должен пресекать торговлю контрафактом, но ответа пока не получили. Попытались также вернуть купленные товары сомнительного качества. Заявление на маркетплейсе приняли к рассмотрению, но следом заблокировали для нас страницы, где продавались тушь и тональный крем. Теперь объявление гласит, что в Петербург эта косметика не доставляется.
Видео: 78.ru