В России проверят производителей, которые хитрят с маркировкой товаров. Особенно тех, которые маскируют повышение цены за счёт уменьшения веса. Дело в том, что покупатели заметили неприятные новшества в молочной продукции: на этикетках теперь часто указывают не привычные миллилитры, а граммы. По итогам проверки Роскачество планирует выпустить законодательные инициативы, передаёт корреспондент 78.ru.
Вроде бы привычная литровая бутылка молока или ряженки сегодня уже не та. Полки магазинов уставлены упаковками уменьшенного размера, но покупателям производители об этом стараются не сообщать и прячут истинный объём содержимого за ширмой других мер и весов. Некоторые производители молока указывают на упаковке и граммы, и миллилитры. Другие же ставят только одно обозначение — в граммах, не поясняя, сколько это в более привычных для жидкостей миллилитрах.
По словам маркетологов, указание веса вместо объёма — вынужденная мера. Производители таким образом маскируют уменьшение самого продукта в упаковке, которое происходит по причине подорожания его производства.
— С ростом цен на продукты, на сырьё компании стоят перед выбором: либо повышать цены, либо занижать количество продаваемого товара с сохранением прошлой цены. И с точки зрения маркетинга и психологии легче продавать меньше, но по той же стоимости, чем увеличивать цену. Увеличиваем цену — рискуем просто не продать нужный объём, который запланирован у нас за месяц, за год. Таким образом люди легче воспринимают меньшее количество товара, но за ту же стоимость, и они охотнее её покупают, — объясняет маркетолог Сергей Батанов.
Технология уменьшения объёма товаров — или даунсайзинг — стала популярна после 2008 года — это одно из последствий глобального экономического кризиса. Среди ярких примеров: десяток яиц из девяти штук, похудевшая с 200 до 180 г пачка масла, а также конфеты и шоколадки, усохшие на 10-20 г. Производители пустились жонглировать цифрами на упаковке в погоне за потребителем. Покупатели в целом не оценили такой подход, хотя и не стали в большинстве случаев отказываться от привычных продуктов. Но претензии всё же есть.
— Более 60% россиян считают, что надписи на упаковках обязательно нужно делать гораздо более крупными и заметными, чем это делается сейчас. А мы с вами можем наблюдать, что ситуация как раз наоборот — чем дальше используются эти псевдомаркетинговые технологии, тем меньше этикетка на упаковке, — отмечает социолог Александр Петров.
В Союзе потребителей России считают, что в случае с молоком мелкий шрифт — это не самое главное. В первую очередь происходит подмена понятий и обман покупателя, потому что указывать количество упакованного жидкого продукта в килограммах производитель не имеет права.
— По техническому регламенту Евразийского экономического союза, а там всё это предусмотрено, количество жидких пищевых продуктов указывается только в единицах объёма. А единицы объёма — это у нас литры. Так что здесь прямое нарушение, — убеждён председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ.
О том, что жидкое должно быть жидким, а твёрдое твёрдым, задумались и депутаты ЗакСа Петербурга. Летом в городском парламенте предложили законодательно закрепить информацию об истинных объёмах и стоимости товаров на ценниках магазинов. Соответствующую инициативу направили премьер-министру Михаилу Мишустину.
— Мы понимаем прекрасно, что есть маркетинг. Но маркетинг не подразумевает под собой обмана. Я сам из бизнеса — он подразумевает под собой то, что мы должны показать наилучшие конкурентные преимущества между тем или иным товаром, но ни в коем случае не вводить в заблуждение. То есть вот этот основной момент — мы не должны вводить в заблуждение народ, — говорил тогда председатель Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский.
Махинации с литрами и килограммами на упаковках не должны пройти бесследно для тех, кто пользуется такими уловками. Эксперты уверены, на ситуацию в скором времени отреагирует Роспотребнадзор и другие контролирующие органы, и чехарда с единицами измерения не станет системной.
Видео: 78.ru