Сейчас в городе насчитывают почти 2,5 млн автомобилей, или 317 легковых машин на тысячу петербуржцев. Где оставлять такой внушительный автопарк? В 2023 году власти планируют расширить зону платной парковки. Ожидается, что в неё войдут Петроградский и Василеостровский районы. Хотя даже в центре всё ещё наблюдают недоработки. Например, не решён вопрос альтернативы. Если не платить, то где же оставить машину. Дворы переполнены. Однако спрос на крытые паркинги упал за год почти на четверть. Платить за комфорт пока ещё готовы разве что покупатели квартир бизнес-класса, передаёт корреспондент 78.ru.
1650 рублей в месяц — в такую сумму Василию Петрову обходится собственное машиноместо в паркинге возле дома. Из плюсов — закрытое, тёплое помещение, охрана. Минус — небольшая площадь — всего 9 кв. метров, неопытному водителю бывает сложно маневрировать. Но в целом Василия всё устраивает, и отказываться от крытой парковки он не планирует. К тому же найти свободное место во дворе очень непросто.
— В нашем районе, да и сейчас, наверное, везде — это большая проблема. Потому что машин много, мест мало. Сейчас зима — ещё стало меньше мест, а так всегда есть, где припарковать машину. Поэтому удобно, — говорит Петров.
Василий приобрёл место в паркинге ещё пять лет назад за 350 тыс. рублей, сейчас его стоимость выросла в разы. Это подтверждают и аналитики рынка недвижимости: средняя цена машиноместа повысилась за год на 21% и теперь составляет 851 тыс. рублей. Мы решили проверить диапазон предложений через сайт объявлений.
— Алло, здравствуйте! Я, вот, по объявлению: машиноместо, продажа в подземном паркинге. — Да, слушаю вас. — Там цена корректная у вас? 690? — Да, всё правильно. Я пониже рынка отдаю.
Цена в рынке — уже ближе к миллиону рублей.
— Это корректная цена, указана, да? Миллион с чем-то? — 1 млн 50 тыс., да.
Самые бюджетные варианты — от 330 тыс. — предлагают застройщики по акционной цене в только что сданных домах.
— Продажи со второго этажа по четвёртый. Пятый-шестой уже проданы. Оформление в собственность. То есть все места раскадастрены — имеют кадастровый номер.
При этом строительство паркингов, по словам застройщиков, для них самих дело хлопотное, поэтому и цена на одно место не может быть маленькой.
— Машиноместо площадью, допустим, 13,5 м для небольшого автомобиля, на самом деле, для застройщика обходится примерно как строительство 28 кв. метров с учётом всех подъездных путей, ступенек, лифтовых холлов и так далее. Поэтому паркинги не могут стоить сегодня очень дёшево, — объясняет девелопер Алексей Илюхин.
Если покупка места не по карману, а накручивать вечером круги по району в поисках парковки не хочется, его можно арендовать. Цена зависит от многих факторов: класс жилья, есть ли возможность поставить машину на улице, есть ли в паркинге отопление.
— В среднем это где-то в городе от 5 до 10 тыс. рублей. Есть предложения значительно дороже. Центр — это больше 10 тыс. абсолютно точно. Если какие-то спальные районы, то там 5 с чем-то, допустим 5-6-7. Если парковок нет, это может и 9, и 10, — отметил директор агентства недвижимости Олег Шишкалов.
Спрос на машиноместа может быть разным в зависимости от расположения. В районах с интенсивной застройкой они пользуются популярностью. К примеру, в паркинге на Муринской дороге свободных мест практически нет — всего три из тысячи.
На 2,5 млн автомобилей в Петербурге есть менее 2000 паркингов. Всем, кому не хватает в них места, ютятся во дворах и на улицах. Впрочем, по мнению экспертов, у города нет задачи превратить всё вокруг в стоянки и парковки.
— У земли должен быть собственник. Каждую парковку потом нужно будет чистить, обслуживать. Так вот вопрос не в том, чтобы делать эти футбольные поля, бесконечные парковки, а в том, чтобы развивать общественный транспорт. Чтобы у гражданина, у водителя, любого жителя города не было желания покупать автомобиль, — добавляет автоэксперт Максим Багаев.
Если судить по количеству автомобилей, пересаживаться на общественный транспорт пока стремятся немногие. Как и вкладывать миллионы в приобретение машиноместа. Учитывая дальнейшее расширение зоны платных парковок, количество транспорта во дворах только увеличится. И проблема запаркованных проездов станет острой не только для многонаселенных новостроек, где споры и конфликты из-за парковки между соседями стали обыденным делом.