Прямой эфир

Блокадное радио: «Ленрезерв» подготовил экспозицию ко дню освобождения Ленинграда

Андрей Макаров
26 января 2023, 14:07
Репродукторы — их ещё называли чёрные тарелки — были практически в каждой квартире. Приёмников у жителей не было. Их пришлось сдать, чтобы не настроить случайно на волну фашистской пропаганды.
Фото: 78.ru

Реалистичность, которая не может оставить равнодушным. «Ленрезерв» подготовил экспозицию к годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Посетители смогут увидеть легендарную студию, откуда жители осаждённого города слышали предупреждения об арт-обстрелах и голоса дикторов, которые сообщали новости с фронта и давали людям надежду, передаёт корреспондент 78.ru.

Блокадный метроном звучит из воссозданной студии — той самой, из которой каждый день во время войны вещали ленинградские дикторы. К этому звуку жители города прислушивались как к сердцу.

— Когда удары метронома учащались, он звучал 160-180 ударов в минуту. Это сопровождалось воем электрических сирен. Люди понимали, что надо спускаться в бомбоубежище, — говорит заместитель руководителя патриотического объединения «Ленрезерв» Елена Буянова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Пульт, микрофоны и другая аппаратура в студии подлинные. Предметы из коллекции Дома радио — важное дополнение экспозиции «Ленрезерва». Часть из них передана на экспонирование сотрудниками Дома радио, которые бережно сохранили раритеты.

— Это уникальный экспонат, шоринофон. Ленинградское изобретение, можно сказать, наш первый диктофон. Именно с шоринофоном корреспонденты Дома радио ехали на фронт и записывали свои репортажи, — объясняет Буянова.

В центре экспозиции за столом Ольга Берггольц — голос блокадного радио. Уникальный образ создан по инициативе сотрудников патриотического объединения «Ленрезерв».

Репродукторы — их ещё называли чёрные тарелки — были практически в каждой квартире. Приёмников у жителей не было. Их пришлось сдать, чтобы не настроить случайно на волну фашистской пропаганды.

Ленинградское радио в годы блокады — словно Дорога жизни, проложенная не по льду, а в эфире. Все 900 дней оно не прекращало вещания ни на минуту, доказывая всему миру, что город жив и победа обязательно будет. На казарменное положение радиокомитет и сотрудники радио, прежде всего техперсонал, перешли сразу после начала войны.

— Стали создавать батальоны связи и один из них возглавил Палладин Пётр Александрович, он возглавлял и радиовещательный узел. Под началом Палладина работал уникальный коллектив, мужественные стойкие люди, благодаря которым слушали радио каждый день, — делится Елена Буянова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

На стене схема объектов радиосвязи блокадного Ленинграда, её называют ещё картой Палладина. Вот отмечен буддистский храм — здесь открыли ещё один радиоузел, антенну аккуратно замаскировали. Когда закончилась война, в руки попали немецкие карты — фашисты хотели уничтожить радиостанцию, но не смогли — били по соседнему парку.

— С наступлением темноты прекращали вещание на средних и длинных волнах, переходили на резервное вещание. Буквально за пять дней проложили новый кабель — ответвление от главного кабеля к городской телефонной станции — и вещали по этим проводам, — рассказывает Буянова.

Радио слушали повсюду — на фронте, в глубоком тылу, в оккупированных посёлках и сёлах, на Невском проспекте у громкоговорителей собирались толпы людей. Репродукторы звучали в госпиталях и на фабриках.

Обуховский завод в годы войны поставлял пушки и дальнобойные орудия на фронт.

— Рабочие находились здесь круглосуточно, с начала блокады в городе не было электричество, не работали котельные, не было тепла. Радио, конечно, вдохновляло, воодушевляло рабочих, каждый надеялся, что вот-вот, совсем скоро закончится страшный период в жизни Ленинграда, — добавляет директор музея Обуховского завода Олеся Дранишникова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Подвигом был выход в эфир и ленинградских дикторов. Работали они в тяжелейших условиях — под бомбёжками, в холод и голод, без сна и перерыва на отдых, до последнего вздоха — умирали прямо перед микрофонами. Диктор Нина Чернявская с трагичной судьбой. В начале войны она потеряла мужа, позже не стало и 13-летнего сына — отвезя ребёнка в морг, на следующий день она вернулась в эфир.

— «Внимание, говорит Ленинград. Слушайте последние новости» — и тут она в окне увидела ужас техника Воробьёва и поняла, что сказала что-то не то, и догадалась. Последние новости — значит, новостей больше не будет. Ей позвонили и сказали: соберитесь, извинитесь, — вспоминает Елена Буянова.

О неудачах и победах на фронте, репортажи с передовой, опровержения фашистской пропаганды о том, что город разрушен. Блокадное радио вещало на весь Советский Союз. Отсюда и все услышали седьмую симфонию Шостаковича — это были минуты полного затишья — оркестровый пульт и оригинальный титульный лист партитуры тоже в числе экспонатов экспозиции.

Видео: 78.ru