Прямой эфир

Приплыли: зачем Эстония покусилась на нейтральные воды в Финском заливе

Анна Федорова
25 января 2023, 14:36
Таллин хочет расширить прибрежную зону, которую патрулирует в Финском заливе. Это решение укладывается в логику эскалации российско-эстонских отношений. Но что будет с морским сообщением между Петербургом и Калининградом?
Коллаж 78.ru: flickr.com, MOD Russia/globallookpress.com, CHROMORANGE/Bilderbox/globallookpress.com

Наследие Эстонии на дне Балтики

Россия понизила уровень дипломатических отношений с Эстонией до временного поверенного в делах. Послу прибалтийской страны рекомендовано покинуть Москву до 7 февраля. Это решение стало ответом на целый ряд враждебных шагов, предпринятых Эстонией в последние недели — от сокращения числа российских дипломатов в Таллине и масштабных планов по сносу советских памятников до очередных поставок вооружений Киеву и угроз конфискации российских активов.

— Руководство Эстонии последние годы целенаправленно разрушает весь комплекс отношений с Россией. Тотальная русофобия, культивирование враждебности в отношении нашей страны возведены Таллином в ранг государственной политики, — резюмировали в официальном Telegram-канале российского МИДа.

Таков международный контекст, в котором прозвучали громкие заявления о планах Таллина усилить контроль за акваторией Финского залива. МИД Эстонии предложил создать прилежащую зону у территориальных вод. Инициативу спустили другим министерствам, которые должны её обсудить и выработать собственную позицию. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнслау заявил, что такой шаг укрепит безопасность его страны, поможет защитить памятники археологического и культурного наследия в море и позволит Таллину лучше понимать, что происходит в прибрежном районе.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Звучит не слишком убедительно. Но что решение о прилежащей зоне означает на практике? И грозит ли оно какими-либо издержками российским судам, которые через Финский залив связывают Калининград с остальной Россией?

Решения и последствия

Прилежащая зона — это понятие из международного права. Непосредственно к берегам государства примыкают территориальные воды. Их границы распространяются на 12 морских миль. Дальше может начинаться прилежащая зона шириной ещё 12 миль. Их государства могут патрулировать, но полномочия находятся в строго определённых рамках.

— Прибрежное государство может осуществлять контроль, который ей необходим, для осуществления двух видов деятельности. Первое — это для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, миграционных или санитарных законов в пределах его территорий или территориального моря. Второе — это для наказания за нарушения в пределах его территории или территориального моря. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального поля, — рассказал 78.ru представитель Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Алексей Горичев.

Таллин не имеет права как-либо препятствовать передвижению российских военных кораблей и гражданских судов. Об этом в эфире «Россия-24» сразу же заявил российский посол в Эстонии Владимир Липаев.

— Эстония имеет право устанавливать прилежащую зону, добавлять её к территориальным водам. Но дело в том, что на прилежащую зону суверенитет государства не распространяется и свободное судоходство в прилежащей зоне ограничивать не представляется возможным, — рассказал он.
Фото: IMAGO/Jussi Nukari/globallookpress.com
Фото: IMAGO/Jussi Nukari/globallookpress.com

Юристы также сходятся во мнении, что даже если Таллин утвердит обсуждаемое решение, то, если при этом будет строго соблюдаться международное право, для российского судоходства фактически ничего не изменится. Хотя комментировать ситуацию пришлось даже пресс-секретарю президента.

— Свобода судоходства обеспечивается этим правом, мы исходим из того, что так будет дальше, — подчеркнул Дмитрий Песков.

В свою очередь генеральный директор международного паромного оператора MOBY SPL Сергей Котенёв затруднился с оценкой рисков появления реальных препятствий для прохождения российских судов по Финскому заливу.

— Комментировать это — сложная история. В нынешних условиях непонятно, кто что может придумать, из какой головы. Но последствия таких решений могут быть достаточно серьёзными, — подчеркнул предприниматель.

Моська, слон и здравый смысл

Впрочем, пока ситуация не выглядит так, будто Эстония готова к серьёзным последствиям. Больше похоже на то, что Таллину нужно было предпринять хоть что-нибудь грозное и враждебное, чтобы лишний раз напомнить о себе, но ничего лучше всем эстеблишментом многострадальной республикой так и не придумали.

Фото: Erik Peinar/globallookpress.com
Фото: Erik Peinar/globallookpress.com

По данным портала www.globalfirepower.com, военно-морские силы Эстонии представлены всего шестью кораблями, и это один из самых маленьких военных флотов планеты (107 место среди 115 стран, которые вообще имеют ВМФ). Для сравнения, у Сьерра-Леоне – 10, у Суринама – 18, у Анголы – 40, у США – 484, а у России – 598. Более того, представлен эстонский флот, в основном, противоминными кораблями. До недавнего времени предполагалось, что основной задачей эстонского ВМФ будет помощь соседям в разминировании Балтийского моря, где до сих пор попадаются мины времён Первой и Второй мировой войны. Помимо противоминного дивизиона портал учёл также два сторожевых корабля. Судя по всему, имеются в виду два сторожевых катера P 01 Roland и P 02 Risto, которые пару лет назад за 3,9 млн евро построила местная судостроительная компания Baltic Work Boats (BWB). Тогда же отмечалось, что это такие же катера, которые ранее BWB обязалась поставлять для полиции Омана. Правда, контракт с Оманом был рассчитан на 14 единиц. Видимо, чтобы хоть как-то подняться в рейтинге, уже в январе в Эстонии решили объединить корабли полиции и погранохраны с ВМФ. Правда, при этом они всё равно продолжат выполнять гражданские задачи, которые включают борьбу с загрязнением морской акватории и участие в спасательных работах.

Впрочем, эстонцы, кажется, забыли обсудить свои планы с ещё одной заинтересованной стороной — финнами. Воды Финского залива находятся между двумя странами. Российские суда проходят по узкой акватории между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но если каждое из двух государств заявит о своих прилегающих водах, то они наложатся друг на друга. Собственно, именно поэтому Таллин и Хельсинки и не включали соответствующий режим ранее. Но это было ещё в те благословенные времена, когда они старались руководствоваться здравым смыслом…