Экономика
10:3924 января 2023

Оптимизация — здесь, машины — там: что ждёт завод Hyundai и его марки в Петербурге?

В конце январе на петербургском заводе Hyundai стартует процесс оптимизации персонала. Автодилеры распродают остатки популярных марок корейского бренда на складах. 78.ru разбирался, что будет дальше с предприятием и ценами на его машины для горожан.
Коллаж 78.ru: pngwing.com, Hyundai Russia, Sebastian Willnow/globallookpress.com, icon-icons.com

Южно-корейская Hyundai (ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус») оказалась последним из могикан на рынке импортного автопрома в Петербурге. По данным федеральных СМИ, ещё в конце декабря прошлого года на заводе в Северной столице начали штамповать кузова для ряда популярных моделей, но отправлять детали теперь будут в Казахстан, чтобы собранные машины возвращались в Россию по параллельному импорту. Пикантность ситуации добавляет то, что на предприятии в Петербурге с конца января пройдут увольнения персонала, или состоится «оптимизация штата», как это явление называют в пресс-службе компании. При этом работники автопрома города на Неве получает в среднем зарплаты в два раза больше, чем такие же специалисты в Казахстане. 78.ru выяснял с экспертами, что стоит за такой хитроумной «рокировкой» бизнеса и как она может отразиться на стоимости популярных марок Hyundai для петербуржцев.

По соглашению сторон?

Как сообщили федеральные СМИ, процесс увольнения сотрудников на петербургском заводе Hyundai стартует с 23 января и продолжится до 17 февраля, но конкретные даты и количество сотрудников, попадающих под сокращение, неизвестны.

В Комитете по труду и занятости Смольного рассказали, что ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» уведомило Службу занятости Северной столице о простое с 1 по 31 января 2180 сотрудников. Всего в штате находятся примерно 2500 человек.

Фото: пресс-служба Hyundai Russia
Фото: пресс-служба Hyundai Russia

Как пояснила депутат ЗакСа Ирина Иванова, речь может пойти о сокращении персонала по схеме увольнений по соглашению сторон. В этом случае, руководство не обязано уведомлять чиновников о своих решениях. Зарплату по этой схеме сотрудникам платят в течение полугода после заключения соглашения, но выплаты после третьего месяца могут прекратиться, если человек нашёл работу. Впрочем, стороны могут выбрать по взаимной договорённости и иные условия.

Здесь стоит добавить, что в самом конце 2023 года опять же в СМИ появилась информация, что на петербургском заводе начнут изготовлять и окрашивать кузова для Hyundai Solaris и Hyundai Creta. Но окончательная сборка автомобилей будет проходить в Казахстане с последующим параллельным импортом авто в Россию. В пресс-службе компании историю с такой передислокацией бизнеса комментировать отказались.

Разновекторная политика Казахстана

Здесь стоит подчеркнуть, что крайне аккуратные и скупые ответы пресс-службы ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» можно объяснить сложными перипетиями, образовавшимися на фоне существующих геополитических обстоятельств.

Как рассказывают участники рынка, на прямую со своих площадок именно в Южной Корее Hyundai на фоне санкций против России поставлять автомобили просто не может. А дальше начинается хитроумная композиция из попыток «усидеть сразу на двух стульях»: сохранить хотя бы часть российского рынка и одновременно выслужиться перед западными партнёрами тем, что не занимаются конечным производством в РФ и всячески усложняют жизнь россиянам.

Сюда наслаиваются особенности торговли между двумя странами, пусть и состоящими формально в Евразийском экономическом союзе, с его на бумаге упрощёнными правилами «растаможки». Дело в том, что в Казахстане купить автомобиль у дилера либо производителя может физическое лицо, имеющее в обязательном порядке казахстанское гражданство. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

В отношении компаний действует другое правило. Казахстанский продавец вправе дать добро на такую сделку, но может и отказать. Второй вариант случается достаточно часто. Но даже при лучшем раскладе автодилеры не проводят сейчас официальные сделки, а декларируют, что покупают машины для собственных нужд. Потом такие авто, проданные физлицам, не подлежат гарантийному обслуживанию в РФ.

Если человек покупает железного коня в Казахстане как частник, то тоже всплывают свои нюансы. Так, изначально машина приобретается на лицо, имеющее казахстанское гражданство. Как рассказывает автоэксперт Алик Кортиев, за свои услуги спекулянты изначально просят от 100 до 400 тыс. рублей в зависимости от класса машины. Затем иномарка перепродаётся уже россиянину. Здесь есть и ещё один важный момент. В Казахстане в салонах авто не продаются по базовой цене с сайтов автопроизводителей, товар идёт уже с доукомплектацией. Если же человек всё-таки хочет приобрести машину без усовершенствований, ждать приходится по три-четыре месяца, хотя она действительно будет стоить на 15-20% дешевле, чем в РФ, хотя только и на первый взгляд.

Сэкономить, чтобы потратить больше или…?

Дело в том, что для россиян автомобили, сделанные в Казахстане или купленные там, стремительно дорожают из-за дополнительных процедур для постановки на учёт. Так, прежде всего, необходимо оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Это обойдётся примерно в 25 тыс. рублей. Не стоит забывать от утилизационном сборе и акцизах по ставке в зависимости от количества лошадиных сил. Только тогда автомобиль выпустят из Казахстана.

В России автолюбителю придётся потратиться на покупку и установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. Это будет стоить ещё около 100 тыс. рублей.

Фото: Konstantin Kokoshkin/globallookpress.com
Фото: Konstantin Kokoshkin/globallookpress.com

В ГИБДД при первом заходе на регистрацию выяснится, что машину придётся направить в испытательную лабораторию для проведения тестов на безопасность, что также не будет бесплатным. И только по завершению всех этих процедур квест будет окончен.

По словам президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Грузавторанс Владимира Матягина, кроме очевидных политических причин, решение о переформатировании бизнеса Hyundai может отчасти диктоваться и экономическими причинами.

— Зарплаты персонала в Казахстане, очевидно, ниже, чем в России, — пояснил он.

Как рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова, сейчас средняя зарплата работников автопрома в СЗФО достигает 66,5 тыс. рублей.

— В целом динамика уровня зарплат в автопроме регионов СЗФО была не слишком выраженной и после «провальных» марта-июня, когда уровень зарплат упал после февральских событий, работодатели смогли восстановить доходы для работников во втором полугодии, — пояснила она.

По данным Марии Бузуновой, в Казахстане на данный момент средняя зарплата* для автослесаря составляет порядка 34 тыс. рублей, для мастера цеха — 37 тыс., для менеджера по продажам — до 49 тыс.

По словам участников рынка на условиях анонимности, сокращения персонала на петербургском Hyundai могут быть значительными. Но до закрытия предприятия или его продажи, как это было в случае с Toyota, дело вряд ли дойдёт.

Фото: пресс-служба Toyota Russia
Фото: пресс-служба Toyota Russia
— Сократить персонал, а потом нанять новый в этой сфере просто. Другой вопрос, что при лучшем раскладе, зарплаты могут также поменяться, и не в сторону увеличения. Предприятие работало в городе с 2010 года, производило одни из самых популярных моделей, поэтому «корейцы», не занимающие такие чёткие и принципиальные позиции, как японцы, постараются держаться до последнего, — рассуждают собеседники.

На плечи покупателей или рынок отрегулирует?

По данным портала «АВТОСТАТ», сейчас рекомендованная розничная цена на Hyundai Solaris составляет от 1,4 млн рублей, на Hyundai Creta — от 1,86 млн рублей. Стоимость примерно не менялась с конца лета после резкого взлёта на фоне февральских событий прошлого года.

— Так вышло, что я сам покупал в 2021 году новую Hyundai Santa Fe. Тогда она стоила 3,5 млн рублей. В 2022-м после всем известных событий цена подскочила до 6 млн рублей. И если бы вопрос встал о покупке в прошлом году, то я по такой цене уже не стал бы её приобретать, — вспоминает Владимир Матягин.

По его словам, объективно, что цены на машины Hyundai из-за всех перипетий будут только расти.

— Расстояние от Петербурга до границ с Казахстаном составляет более 2500 км в одну сторону. Также здесь потребуются автовозы. Если мы говорим об уже собранных автомобилях, которые повезут обратно из Казахстана в Россию, то на одном автовозе в два ряда можно разместить, максимум, 10 машин. Но всё равно должен быть хотя бы один человек, который эти машины разгрузит, то есть, переправит на землю. Если это именно кузова, то на одном автовозе на нижнем ряду (верхний нельзя будет использовать по технике безопасности) можно разместить не более 4-5 штук. И здесь уже потребуются рабочие для погрузочных работ. Все эти затраты, естественно, переложат на конечного покупателя, — прогнозирует Владимир Матягин.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Есть среди собеседников и мнение о том, что «кузова поедут в Казахстан только на бумагах, а вот практически готовые машины с минимальной досборкой туда всё-таки отправятся».

Алик Кортиев считает, что изменение стоимости будет напрямую зависеть от спроса.

— Если условный дилер привёз 300 машин и увидит, что ему реально продать только половину из них, то цену он снизит. При этом продажи «корейцев» и так снижаются на фоне экспансии «китайцев» и отечественного автопрома, — рассуждает он.

По данным экспертов «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), в 2022 году корейские марки выживали за счёт распродаж со складов. При этом по итогам января в РФ может быть продано около 50 тыс. автомобилей, а по итогам 2023-го — около 800 тыс. Между тем, китайский и отечественный автопром продолжит тренд на монополизацию рынка.

*Информация дана с учётом текущего курса тенге, 23.01.2023

АвтомобилиЦеныПромышленностьТорговля
Новости партнеров