Одно новое зеркало — 100 тыс. рублей. Для семейного бюджета владелицы авто Ирины Давыденковой — сумма практически неподъёмная. Женщина отчаянно искала более дешёвые варианты ремонта — в Петербурге, Москве и даже Красноярске.
— Мы совершенно не знали, что делать, потому что живём за городом. Для нас автомобиль — средство передвижения, средство доставки нас меня на работу. Я два дня была дома, не могла ездить на работу, — жалуется Ирина.
Она до последнего надеялась, что стоимость разбитого зеркала покроет полис ОСАГО. В страховой компании женщине предложили сделать выбор, причем оба варианта были так себе. 34 тыс. рублей компенсации сразу — либо установка нового зеркала в неведомый срок.
— Они сказали, что поставят на ремонт только в тот момент, когда у их сервиса все запчасти, требуемые для ремонта, будут в наличии. Когда они будут в наличии было непонятно, вернее, было понятно, что в обозримом будущем их в наличии не будет, — добавляет петербурженка.
Решив, что синица в руках лучше, Ирина взяла деньги. И такой выбор, как показывает статистика, делает абсолютное большинство автолюбителей. Если в начале 2022 года ремонт по полису ОСАГО выбирал каждый десятый, то в январе 2023-го этот показатель опустился до минимальных значений.
За последние месяцы число ремонтов по полису ОСАГО снизилось практически до нуля. Главная причина — постоянный рост цен на автомобильные запчасти. Причём больше всего подорожали детали автомобилей тех брендов, которые заявили об уходе с российского рынка ещё в начале прошлой весны.
Выросла не только стоимость деталей, но и сроки доставки. Путь автозапчастей из Европы теперь пролегает через третьи страны и может занять до нескольких месяцев.
— Страхование автомобилистов — это сейчас, по большому счёту, какая-то фикция. Вам не смогут помочь из-за отсутствия автозапчастей, из-за санкций, некоторых автозапчастей просто не будет. И да, вы полис ОСАГО обязаны покупать, обязаны оплачивать, но в случае ДТП вам просто не смогут компенсировать ущерб, который обязались, — высказался автоэксперт Андрей Микрюков.
По закону у страховой компании есть только 30 дней, чтобы всё-таки найти новую деталь и провести ремонт, иначе — неустойка. Суды уже завалены подобными исками от автовладельцев.
— Как один из вариантов — и в Госдуме он даже обсуждался — предлагали эти 30 дней изменить хотя бы на 60 дней, условно до конца 2023 года, а там посмотрим. Если ввести такую меру, то часть потока снова перешла бы на ремонт, — считает глава Комитета автострахования автостраховщиков Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин.
Неудивительно, что использование уже бывших в употреблении запчастей становится всё популярнее. Представители российской общественной палаты уже разработали резолюцию, по которой согласие водителя на установку б/у деталей больше не потребуется. То есть если в автосервисе не будет новых запчастей — по ОСАГО используют старые, но восстановленные. Документ планируют отправить на рассмотрение в правительство.
— Страховая и автосервис формально не имеют право ставить бэушные запчасти, однако есть дополнительная сноска в законе: если страховая с клиентом договорилась, если по обоюдному согласию, такие запчасти можно устанавливать. Это происходило и до дефицитных времён. Вполне рабочая схема, — считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Вот и Ирина Давыденкова решила попробовать. За 34 тысячи компенсации ей установили деталь с подержанной иномарки той же модели. Конечно, зеркало пришлось перекрашивать, но смотрится не хуже родного.