Общество
13:4823 января 2023

Боевая машина: как восстанавливали легендарный Т-34, участвовавший в операции «Искра»

Реставраторы музея «Битва за Ленинград имени Колобанова» воссоздавали технику год из оригинальных запчастей от боевых машин этой же серии, которые ранее нашли поисковые отряды. Этот проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Фото: vk.com/Российское военно-историческое общество - РВИО

Масло накачивается в систему. Раньше — ручным насосиком, а сейчас — автоматическим. Внимание на давление. Запуск.

Легендарный Т-34 специально завели для съёмочной группы телеканала «78». Он уже прошёл обкатку — осталось прикрутить передние крылья и начистить боевую машину до блеска.

— Танк слушается хорошо, заводится отлично. Движок супер. То есть работает как часы, — рассказал реставратор, сотрудник музея «Битва за Ленинград им. Колобанова» Игорь Гончар.

Сейчас это одна из немногих «тридцать четвёрок» в стране, которые в начале Великой Отечественной войны по постановлению Государственного комитета обороны были усилены дополнительной защитой.

В ходе боевых сражений выяснилось, что дополнительная броня от немецких снарядов не спасает, поэтому пункт об укреплении брони легендарной машины из соответствующего постановления вычеркнули. Всего было экранировано около полутора сотен Т-З4, из которых большее количество попало на Ленинградский фронт.

Фото: vk.com/Музей «Битва за Ленинград»
Фото: vk.com/Музей «Битва за Ленинград»
— Первые приказы об экранировки танка вышли 15 января 1942 года, наш танк произведён уже в феврале 1942 года. Так как найден он был на Синявинских высотах, то, скорее всего, это Синявинская операция, осень 1942 года. Одна из попыток прорыва блокады Ленинграда, — сообщила Татьяна Смирнова, старший научный сотрудник музея.

На башне, найденной поисковиками ещё в начале двухтысячных, осталась небольшая отметина от немецкого снаряда и надпись «смерть фашистским оккупантам». Танк погиб вместе с экипажем.

— «Тридцать четвёрка» тогда была сделана вообще супер. С 85-й пушкой она, конечно, могла дать фору «Тиграм». Ну, конечно, не с такого расстояния, как «Тигры». Но по проходимости она была лучше, чем немецкие танки, — говорит Игорь Гончар.

Ходовую часть, корпус, двигатель, гусеницы — всё это как конструктор по чертежам и архивным фотографиям реставраторы собирали из оригинальных запчастей, но от других танков той же серии, которые ранее нашли поисковые отряды. На восстановительные работы ушёл год.

Фото: vk.com/Музей «Битва за Ленинград»
Фото: vk.com/Музей «Битва за Ленинград»
— Мы подбирали чисто под сормовскую машину. Там борт, там наклонный борт, там крюки. Все это сормовская сборка. Ну и по чертежам собирали. У нас было всё отдельно по запчастям, — поясняет Гончар.

С нуля создана коробка передач, из современного разве что электроника внутри танка, которая была полностью утрачена.

— Смотрим, где шла проводка, смотрим, как оно было на фотографиях, и воссоздаём похожее. Оригинал сделать сложно, чтобы хотя было видно приборы, как работает двигатель, какие обороты, давление, — добавляет реставратор.

Внешний вид «Тридцать четверки» наводил ужас на фашистов, а внутри танка — не знаешь даже, как с одним водителем-механиком развернуться, а здесь помещался экипаж из четырёх человек — механик-водитель, радист, заряжающий командир. При восстановлении обстановку упростили — была ещё укладка боекомплекта была ещё 40 сантиметров. А так — ездили в три погибели согнувшись.

В России сейчас всего два экранированных Т-34. Один находится в музее Верхней Пышмы Свердловской области, другой здесь, во Всеволожске, в музее «Битва за Ленинград», где он станет постоянным экспонатом.

ИсторияМузеиОружие
Новости партнеров