«Пробил сейчас колесо в Мурино. Пока менял — мимо две машины с пробитыми тоже проехали, и вон ещё на аварийках стоят две». Дорога в Мурино — как полоса препятствий. Пройти её — задача со звёздочкой: справляются далеко не все автомобилисты. Ямы разные — и те, что пролетают аккурат между колес стандартного седана, и боковые, глубокие, коварные. Объехать их сложно — проезжая часть узкая, со встречным автомобилем не разъехаться.
Дорога со злосчастной ямой находится у того светофора, до ближайшей шиномонтажки всего 300 метров. Именно сюда водители буквально ползли на своих полусломанных машинах. Местные мастера за сутки отремонтировали десятки автомобилей.
Или вот набережная Макарова. И здесь прошлой ночью тоже выстроилась очередь из транспорта с пробитыми шинами. Яму, которая пряталась в луже, автомобилисты прозвали убийцей. И действительно, все, кто в неё угодил, не просто повреждали колеса, а практически хоронили подвеску. Впрочем, уже днём этот участок дорожники отремонтировали. Но владельцы повреждённых машин все-таки могут рассчитывать на возмещение ущерба… Если оформили КАСКО.
— Если вы помяли диск, порвали шину в неровности дороги, то это не страховой случай. Если вдобавок к этому вы погнули рычаг, нижний рычаг подвески — либо, может, крыло замяли, тогда это страховой случай, — сообщил Алексей Кузнецов, представитель страховой компании.
Шанс вернуть деньги за ремонт автомобиля, угодившего в яму на дороге, есть и у водителей, которые пользуются стандартным ОСАГО. Правда, в этом случае придётся идти в суд. Существуют стандарты технического состояния магистралей. Ямы на дорогах, конечно, могут быть, но небольшие. По ГОСТУ допускается дефект 15 см в длину, 60 в ширину и 5 в глубину. Всё, что больше, должно оперативно ремонтироваться, причём даже зимой. В зависимости от назначения проезжей части дорожникам даётся от пяти до десяти суток на то, чтобы залатать дыру. В противном случае придётся оплатить ремонт всем, кто споткнётся на неровности.
— Если водитель не нарушает, не превышает скорость, у него всё четко обосновано, все документы сделаны, ему повезло с представителем, то это выигрышное дело, — считает адвокат Николай Конин.
Если водитель повредил машину на разбитой дороге, действовать нужно так:
Выставить знак аварийной остановки и вызвать ДПС. Сфотографировать детально яму и положение автомобиля, а потом и дорожные знаки. Если есть предупреждающие щиты — ущерб не получить: нужно было ехать осторожнее.
Не сможет теперь вернуть деньги за пробитое колесо Дмитрий Опросичев. Он влетел в ухаб как раз в зоне повышенного риска.
— ГИБДД не стал вызывать, потому что накануне также было вызвано ГИБДД, долго прождали, и они приехали, сказали, что там есть знак «Неровная дорога» и никакого протокола они составлять не будут, — рассказал пострадавший.
Если же о яме никто не предупреждал, необходимо настаивать, чтобы сотрудник ДПС составил акт с подробным описанием неровности на дороге. Этот протокол станет главным доказательством в суде. Другим значимым аспектом окажутся показания свидетелей. В объяснении следует чётко сформулировать причину наезда на дорожный дефект — к примеру, не видел яму из-за лужи или плотного движения машин. Обстоятельства должны указывать на внезапность появления препятствия и невозможность объезда.
Если все эти нюансы соблюдены — дело выигрышное, говорят юристы. Но понадобится время и терпение.