Культура
14:1520 января 2023

Третий Чебурашка, у которого получилось: история реинкарнаций советских мультгероев

Эксплуатация ностальгии по детству — рабочая бизнес-стратегия в самых разных областях, но кино и анимация, разумеется, стоят особняком. При этом даже коммерческий успех зачастую не спасает от уничижительных оценок. Тем замечательнее исключения.
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, flaticon.com

Чебурашка в поисках друзей

Комедия Дмитрия Дьяченко «Чебурашка» порвала российский прокат в начале 2023 года и стала самым кассовым фильмом за всю историю, собрав уже больше 4 млрд рублей. Правда, по общему количеству зрителей новинка пока на пятом месте — её посмотрели около 10 млн человек. Сборы всё-таки нарушают общую оптику в силу инфляции. Любопытно, что среди четырёх фильмов, которые находятся выше, минимум два точно так же взлетели в небеса на крыльях ностальгии. Это диснеевский ремейк «Короля Льва» и драма Антона Мегердичева «Движение вверх», посвящённая легендарным страницам советского баскетбола.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
«Чтобы общаться с кем-то по-настоящему, вам нужно говорить на языке его детства», — учит Джесси Шелл, автор книги «Искусство геймдизайна», и, кажется, его совет актуален для всей развлекательной индустрии.

Впрочем, кинематограф на 100 лет старше искусства создания видеоигр, так что там давно перешли от теории к практике. И всё оказалось далеко не так просто. Самый очевидный вариант эксплуатации ностальгии по детству — это возрождение конкретных полюбившихся киногероев. Такой ход заранее решает множество маркетинговых проблем, собрать аудиторию становится намного проще, во всяком случае вначале. Но есть один нюанс — новую работу неизбежно будут сравнивать с первоисточником. И если ему за давностью лет охотно прощают все ляпы и недоработки, сюжетные дыры или спорные эпизоды, то ремейку достанется за всё, включая и слишком подобострастное копирование, и излишне творческие авторские отступления.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В целом компьютерный Чебурашка с очеловечившимся Геной в лице Сергея Гармаша пока идут по проторенному пути. Монеты звенят под отчётливый гул ворчания. В рецензиях на Кинопоиске зрители привычно возмущаются «незнакомыми людьми», которые «потоптались по любимым персонажам детства». Однако средняя оценка в районе 7,8 баллов на основе 100 тыс. отзывов внушает уважение. Правда, не обходится и без подозрений в накрутке. Особенно на фоне 6,5 на крупнейшем аналогичном англоязычном ресурсе IMDb. Впрочем, если оценивать по совокупности, то пока невозможно предсказать, будут ли нынешние дети через 20 лет ностальгировать по новому Чебурашке, зато рекорд по сборам — это уже конкретный результат, который не оспорить. Люди на фильм идут, так что сарафанное радио явно голосует «за».

Галопередол и вялопередел

К слову, Чебурашка уже не раз пробовал выйти из тени в новой реальности. Пожалуй, лучше всех получилось у сына главного режиссёра классического советского «Чебурашки» Романа Качанова в культовом фильме ДМБ. Там мультгерой является не желающему служить призывнику, употребившему галоперидол, чтобы попасть в психушку, но в итоге тот всё равно попадает в военкомат.

«Понимаешь, Чебурашка, у которого нет друзей, я галоперидола скушал, а меня в армию тянет всё больше и больше. Что же мне делать, Чебурашка, у которого нет друзей», — жалуется разочарованный уклонист.

Весьма благосклонно публика приняла и японские гастроли «Чебурашки». Советский киногерой полюбился загадочной восточной душе, но при этом Макото Накамура весьма бережно обошёлся с классикой и её образами. А вот недавние попытки Союзмультфильма снять продолжение прошли совершенно незамеченными. Два коротких мультика «Переезд» и «Секрет праздника» не вызвали ажиотажа. Вероятно, это отчасти связано с форматом, который трудно вписывается в современные коммерческие реалии. Для кинотеатров нужен заметно больший хронометраж, а для телевидения — больше эпизодов.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Далеко не всегда продолжатели традиций пытаются выехать чисто на старом багаже, внося в свои работы довольно любопытные собственные идеи. Но порой в таких случаях обращение к известным героям, кажется, только вредит новинкам. У того же Диснея так скорее всего вышло с новыми «Утиными историями». Современный сериал в духе «Гравити фолз» завораживает детей, но оставляет в недоумении взрослых, привыкших к классическим образам доброго миллиардера, его строптивых племянников, строгой экономки и лётчика-баламута.

В России что-то похожее недавно произошло с другой историей, родившейся в воображении Эдуарда Успенского. К слову, мультсериал «Простоквашино» вывел на экраны тематику, которая обыгрывается и в тех продолжениях, которые вышли из-под пера самого писателя — бизнес, новые слова и технологии. И хотя авторам нельзя отказать и во вкусе, и в чувстве юмора, и даже в оригинальности, слишком уж сильно сериал отличается от классических мультфильмов стилистически. В итоге детям нравится, а родители плюются.

Лучше бы пил и курил

Впрочем, попытки поместить старых героев в новый контекст бывают очевидно провальными и по всем фронтам. Так, пожалуй, произошло с двумя попытками «Союзмультфильма» возродить попугая Кешу. Пожалуй, ошибка авторов состоит в том, что они не сумели и удержаться строго в рамках классического антуража, и предложить что-то новое, а простое повторение старых шуток вызывает только скуку и недоумение.

Но, пожалуй, куда ярче провалиться получилось у «Новых Бременских» Александра Горленко. Дело в том, что несколько свежих серий про попугая Кешу хотя бы оказались достаточно невзрачными, чтобы их можно было быстро забыть. А вот новый образ полуголой развратной Атаманши, танцующей у пилона в латексных чулках, нескоро выпадет из коллективного бессознательного. Об этом до сих пор старательно заботятся авторы интернет-мемов. Средняя четвёрка на «Кинопоиске» говорит о многом, но на IMDb у этого шедевра и вовсе 3,9 из 10, то есть, меньше двойки по пятибальной системе.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, создатели новых серий «Ну, погоди», начавших выходить год назад, уверенно побили этот рекорд — у них на Кинопоиске 2,9 из 10. Проект сериала был впервые презентован в Петербурге на Международном культурном форуме в 2019-м году. Зрители сразу отнеслись к образам Зайца и Волка в 3-д с подозрением, но такого шквала уничижительной критики, кажется, всё равно никто не ожидал. В числе прочего зрителей возмутило то, что новый Волк завязал с курением.

На этом фоне «Новые приключения кота Леопольда», вышедшие в 2014-м, явно потерялись. Сериал почти не заметили. Авторы старались не сильно отступать от канона, но в итоге, кажется, не сумели зацепить зрителя. А может просто кот-пацифист сам по себе не вписывается в ту реальность, которая стала актуальной с 14-го года.

А вот у создателей «Умки на ёлке» в 2019 году, кажется, получилось благополучно закрыть все интриги старой дилогии. Во всяком случае финал трилогии получил достаточно много позитивных отзывов, хотя и без привычной критики за посягательство на героев детства также не обошлось. Впрочем, семиминутный мультфильм — это всё же куда менее амбициозная затея, чем двухчасовой блокбастер.

Новые попытки вывести на экраны старых друзей наверняка не за горами. Но, кажется, будущим создателям сиквелов, приквелов и прочих римейков стоит внимательно изучить опыт предшественников. Это избавит от многих ошибок, да и комментаторам не придётся переписывать типовые отзывы с претензиями из прошлых рецензий.

КиноИскусство
Новости партнеров