Происшествия
12:5619 января 2023

Галопом по Дворцовой: как работает «конный бизнес» в Петербурге

После скандального инцидента вечером 2 января на Дворцовой площади, когда запряжённая лошадьми карета сбил мужчину и двоих детей, редакция «78» решила разобраться, кто контролирует сферу прогулок на лошадях в центре города.
Фото: 78.ru

2 января около 17 часов на Дворцовой площади произошёл инцидент с участием запряжённой лошадьми кареты. Проходивший мимо неизвестный испугал животное, та дёрнулась вместе с повозкой в толпу пешеходов. В результате пострадали 43-летний мужчина, а также его 8-летний сын и 9-летняя дочь. Они были отправлены с травмами средней степени тяжести в Мариинскую больницу и детский клинический центр им. Раухфуса. Кто же ответит за данный инцидент и контролирует ли кто-то сферу конных прогулок в Петербурге?

Как выяснила наша редакция, никаких официальных запретов на конный бизнес в городе нет. Этот рынок регулируется как-то иначе. Редакция решила разобраться, какая ситуация происходит на Дворцовой и в центре, и в это нам помогла профессиональная актриса, которая, кстати, играла в «Серебряных коньках».

Кессэди спокойно шествует за своей хозяйкой по набережной Мойки, а мы тем временем, разбираемся с правилами, в том числе теми, что касаются карет.

— По технике безопасности всё прописано: один человек должен сидеть на вожжах, на облучке, и не должен покидать это место, так как с земли лошадь не удержать, если она куда-то поскачет. Второй человек всегда контролирует рядом. Это техника безопасности — она везде прописана, — утверждает хозяйка лошади Ольга Ласточкина.

Прописана-то прописана, но всеми ли прочитана? И главное — есть ли контроль за соблюдением техники безопасности?

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Момент, который меня удивил, — что не было кучера на козлах. Где этот человек был в данный момент? — вопрошает член СФ по выездке Санкт-Петербурга Римма Кузнецова.

А человек был рядом! Это подтвердил владелец золочёной кареты Александр Ивахнов. Возница стояла рядом с лошадьми — и держала, как видно на кадрах, и она же спасала ситуацию. Его сотрудница — первая пострадавшая, — отмечает гендиректор ООО «Валкит». На слова о том, что, по утверждению некоторых, она была навеселе, Ивахнов парирует: да, но опьянение выявили лёгкое — вроде как и не пьяная.

На манеже Конного театра — конь Вольбург породы драмхорс. Она была выведена специально для королевских парадов и обладает очень устойчивой психикой. Но даже спокойный и уравновешенный Вольбург всё же пуглив, как и все его собратья.

— Большой город, современный — он не для лошади. Нас тоже что-то может испугать, даже если у нас самая крепкая психика. И то, что для нас салют, для лошади это страшные пугающие звуки, и если лошадь до этого никогда их не слышала, то она может испугаться. И даже Вольбург может испугаться, — говорит певица и актриса, худрук Конного театра Лариса Луста.

По Северной столице разъезжает целый табун лошадей — с наездниками или в упряжке. Резонный вопрос — какие документы регулируют их передвижения? С уверенностью можно назвать только один документ — правила дорожного движения.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Управлять транспортом может лицо, которое достигло 14-летнего возраста, два — он должен перемещать в крайней правой полосе, либо — если предусмотрено — на тротуаре. Не должно быть более пяти наездников — законодательно это предусмотрено, — сообщил юрист Глеб Юрченко.

Пять? Вот пример разговора с ночными наездниками у Исаакиевского собора. Короткий маршрут — 1500 рублей, длинный — 4000. Со всех пассажиров.

— Туда, наверное, четыре человека влазит?
— Шесть.
— Это же битком!
— Зато тепло.

ПДД уже дали сбой. Но ведь это не единственные правила, которые регулируют работу упряжек в городе. Или единственные? Депутатский корпус обнаружил в этой области зияющую пустоту.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— 2 января послал запросы — мне нужно вообще получить хоть один документ. Я отдельно звонил в Комтранс, они говорят — мы вообще лошадьми не занимаемся. И мне интересно, кто вообще даёт какие-то документы для них. И мы не будем искать — кто запретил, кто разрешил, а здесь все попрятались, а это означает, что всё это незаконно, всё серая схема, всё липа и всё коррупционно, — убеждён депутат Алексей Цивилёв.

У самих предпринимателей информации чуть больше — правда, в основном благодаря хорошей памяти.

— Маршруты согласованы и разработаны ещё в далеком 1999 году мэром Яковлевым, и по его поручению в 1999 году центром управления дорожного движения были разработаны маршруты для гужевых повозок, которые и тогда, и сейчас, наиболее безопасны, — говорит Александр Ивахнов.

Тот самый документ возрастом в 20 с лишним лет, если честно, напоминает карту острова Сокровищ, нарисованную от руки. Нужны ли ещё какие-то согласования для работы на Дворцовой? От Комитетов по транспорту, по благоустройству? Владельцы кареты говорят, что всё есть.

И в самом деле — имеется согласование от Комтранса за 2013 год. Но, по словам депутата, комитет лошадьми не занимается. А вот и от Комблага — от 2014 года. Но и в этом комитете на запрос нашего телеканала ответили, что лошади — не их компетенция. Тогда чья?

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

За ответом мы отправились на Дворцовую площадь — в порядке журналистского эксперимента выступаем в роли тех самых конных предпринимателей. 20 минут ожидания и вот — первая реакция. Царь Пётр, работавший на локации, оказался гражданином бдительным: взглянул грозно, разогнал фрейлин — и схватился за телефон. Прибыло трое сотрудников. Вежливо и доступно люди в форме пояснили: сейчас на площадь — ни копытом.

— Сейчас администрация города и Главк в лице МВД просит всех всадников и наездников покинуть [площадь], пока здесь скопление всадников — во избежание несчастных случаев — и именно на Дворцовой. Дальше — можно, — сообщили ответственные лица.

Власти просят. Но хотелось бы конкретики. На вопрос, зафиксировано ли это как-то документально или это устное указание, говорят, что указания спускают сверху от администрации города. Сроки ограничений не уточнялись. Ну хоть отпечатков копыт не взяли — а требование полиции выполняется беспрекословно. Съёмочная группа покинула запретную территорию.

Итак — Дворцовая под запретом, а вот у Исаакия кареты никто не трогает, не интересуется техническим состоянием экипажей — а ведь у них даже нет регистрационных номеров. Не спрашивают ветеринарных и прочих документов — что уж говорить о чеках и кассовых аппаратах. Сколько лошадей работает в Северной столице — тоже никто не считал, ведь и закона то толком, кроме ПДД — на них нету. Прямо Авгиевы конюшни. Разгребать и разгребать.

ВидеоЖивотные
Новости партнеров