Всероссийский союз страховщиков вместе с петербургскими автомобилистами ждёт, когда вырастут цены на ОСАГО. Это связано с тем, что сейчас резко могут взлететь цены на автозапчасти. Страховые компании предлагают два варианта: либо увеличить сроки ремонта, либо снять обязательства по восстановлению машин только оригинальными деталями.
— Я за рулём 17 лет. За это время не припомню ни одного года, чтобы ОСАГО дешевело. Начиналась цена от 2 – 2,5 тыс. рублей. Сейчас она доходит до 6 тыс. рублей. Столько я отдал в прошлом году, — рассказал автовладелец.
Владельцы автомобилей перестали удивляться ежегодному подорожанию ОСАГО. Но цены на страховку с середины и конца прошлого года стали исключением. В особенности они удивили тех, кто только что получил права. Потом выяснилось, что 18-20 тыс. за ОСАГО – это не предел. В сентябре 2022 года границы базового тарифа расширили в обе стороны на 26%. Ценовая вилка для опытного водителя без богатой истории ДТП теперь от 1,5 до 7,5 тыс. рублей. При этом страховщики, как показывает практика, чаще всего придерживаются верхней границы стоимости.
— В этом году я еще не платил за ОСАГО. Плюс с помощью смартфона, приложения или сайта можно рассчитать и посмотреть примерную стоимость. Для меня в настоящий момент стоимость ОСАГО составляет 7,1 тыс. рублей – это дороже на тысячу по сравнению с прошлым годом, — утверждает автомобилист Александр Кашталинский.
Рост цен на ОСАГО объясняется несколькими факторами. Одни эксперты считают, что подорожание связано с лимитами возмещения вреда здоровью. Дело в том, что они могут в этом году увеличится в четыре раза – до 2 млн рублей. Другие специалисты утверждают: ОСАГО дорожает из-за роста числа поддельных полисов.
— В России есть регионы, где до 50% полисов – липовые. Страховые компании не получают те деньги, которые должны были бы получать. Когда мы попадаем в страховые случаи, особенно в условиях прямого возмещения, возникает ситуация, что у страховых компаний просто нет тех денег, которые требуются на возмещение, — заявил эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения при правительстве РФ Дмитрий Попов.
Сейчас около 70% страховой выплаты уходит на запчасти. Здесь и кроется основная причина роста цен.
Видео: 78.ru
— Какое-нибудь стекло на Mercedes стоило 70 тыс. рублей. Через месяц его предлагали уже за 350 тысяч. Цены на запчасти взлетели очень резко. При этом страховой рынок ОСАГО был выровнен на уровень стоимости запчастей предыдущих, — считает председатель комитета автострахования «Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада» Александр Баклушин.
Выросла не только стоимость запчастей, но и сроки доставки. Путь от тех же европейских производителей теперь лежит через Казахстан или Турцию. Он может занять несколько месяцев. Водители вынуждены использовать бу-запчасти. Эта практика применяется давно и набирает популярность.
— С момента создания закона об ОСАГО там присутствовал пункт, по которому при согласовании с клиентом, использование бу-запчастей допустимо. Клиент должен дать свое подтверждение и тогда автосервис имел право использовать такую запчасть, — заявил член правления «Союза автосервисов» Илья Плисов.
По тому же закону автомобилист может выбрать либо прямое возмещение – то есть деньги, либо ремонт. В нынешних условиях предпочтительней второй вариант, ведь фиксированная выплата не покроет стоимость новой детали. При этом согласие на установку бу запчастей водитель может и не дать. У страховщиков есть всего 30 дней на то, чтобы найти новую деталь и провести ремонт. Иначе будет неустойка. Суды завалены подобными исками от владельцев авто.
— Он должен получить и сумму новой детали и неустойку, поскольку компания не смогла выполнить свои обязательства. И между прочим обязательства по срокам гораздо хуже, потому что на сегодняшний день запчасть можно ждать 2-3 месяца – это точно не вписывается в закон, который писался в недефицитный момент. 10 лет назад было всё гораздо проще, — отметил Плисов.
На данный момент идёт разработка законопроекта, по которому согласие водителя на бу-запчасти больше не потребуется. То есть если в автосервисе нет новых деталей, они будут использовать старые, но восстановленные. Больше всего этих изменений ждут страховые компании.
— Здесь вырисовывается такой путь: если страховщиков обязать восстанавливать по ОСАГО только новыми деталями, то нужно очень существенно изменит среднюю стоимость страхования, — добавил Александр Баклушин.
Планируется, что гарантию качества деталей будут выдавать автосервисы. В страховых компаниях, помимо прочего, предлагают увеличить допустимые сроки ремонта автомобиля – до 60 дней. В другом случае предлагается исключить из расчёта время на поставку запчастей. Однако эксперты уже сейчас видят, что дефицит постепенно падает, а цены приходят в норму. Значит ОСАГО подорожает, но не так кардинально, как в прошлом году.