На заре уходящего года автоэксперты прогнозировали продолжение работы над проектом нового КоАП, ужесточение методики получения медсправок на права, пересчёт налога на роскошь и возможность для обычных автомобилистов фиксировать нарушения ПДД. И несмотря на пресловутое сужение горизонта планирования, нормы начали работать, хотя по другим вопросам — как с уходом брендов — пришлось и приходится до сих пор разбираться вслепую.
Три петербургских автопредприятия — Hyundai, Toyota и Nissan — весной остановили конвейеры в связи со сложностями поставок иностранных запчастей. На неопределённый срок заморозили инвестпроект Hyundai по реконструкции бывшего петербургского завода General Motors в Шушарах стоимостью 36 млрд рублей.
Сначала речь шла о приостановке работы предприятий, сотрудников отправили в простой, который не единожды с тех пор неоднократно продлевался.
В начале осени Toyota первой заявила о консервации предприятия в Северной столице: компания не увидела «реалистичной возможности для возобновления производства в будущем».
Японский Nissan за 1 евро продал российские активы Минпромторгу РФ — вместе с производственными и научно-исследовательскими центрами компании в Петербурге и центром продаж и маркетинга в Москве. Управление бывшим заводом передали «Автовазу», который планирует наладить производство во второй половине 2023 года. Но выпускать там будут не «Ниссаны», а «Лады».
Простаивающий завод Hyundai Motor Manufacturing Rus — некогда самый массовый производитель иномарок на российском рынке — несколько раз продлевал простои, последний действует до конца текущего года. В декабре на заводе началось сокращение сотрудников (примерно 2500 человек). Но недавно, вроде бы, там начали производить кузова для экспорта в Казахстан.
Помимо этого, закрылось минимум 160 дилерских центров — из 3000 по всей стране. Причиной всему — те же санкции и усложнившийся механизм поставок новых авто.
Renault передала России свой автомобильный завод за рубль и без возможности выкупа обратно, а также продал свою долю в «Автовазе» (67,69% акций) подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ». Другая часть осталась в собственности у «Ростеха».
Mercedes-Benz публично объявил о прекращении своей деятельности в России, а Kia, Volkswagen, BMW, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi и Subaru затаились — приостановили официальные поставки, не говоря об уходе.
Авторынки всего мира с начала ковида упали, но российский в этом году пережил, можно сказать, самый жестокий кризис за всю свою историю. Продажи упали почти в два раза, и теперь ищет точку опоры в китайских компаниях, развитии параллельного импорта и набирающих темпы развития российских производственных проектах. По данным Ассоциации европейского бизнеса, у россиян уже сегодня весьма популярны модели из КНР, такие как Haval Jolion (2,02 тыс. продаж в ноябре), Geely Сoolray (1,67 тыс.), Haval F7 (1,29 тыс.), Geely Atlas Pro (1,04). Предполагается, что доля продаж «китайцев» в общем объёме достигнет 25%, в то время как в первом полугодии 2020 года она составляла всего 3%.
Изначально логистические трудности и нехватку всего на свете, вызванную уходом иностранных компаний из РФ, планировалось перекрыть, во-первых, легализацией параллельного импорта, а во-вторых, его развитием. Перво-наперво это касалось автомобилей и комплектующих (к осени пошли разговоры и об алкоголе).
Сегодня юридических препятствий для ввоза автомобилей в РФ по параллельному импорту нет, но машины всё равно не возят — логистика, говорит глава Минпромторга Денис Мантуров, подводит. И без того стоящие как крыло самолёта авто, доставленные по этой процедуре, ещё сильнее дорожают, что никого не устраивает.
Власти, опять же, нашли плюсы (прямо как с заграничными курортами): российский авторынок уже насыщен альтернативными предложениями местных брендов и заводов из дружественных стран, а покупка «санкционки» в этих условиях фактически «теряет смысл».
С 1 марта 2022 года, как и планировалось, изменился порядок получения медицинских справок, необходимых для получения или замены водительских прав. Врачам дали право подозревать водителей в злоупотреблении алкоголем или наркотиками. И в случае, если они этим правом воспользуются, нужно проходить дополнительные анализы.
В частности, для нарколога критическими могут стать три основных признака: неадекватное поведение, демонстративные реакциями, попытки диссимуляции (сокрытие неких признаков — к примеру, какого-то заболевания). В стоп-листе также следы от инъекций, заторможенность, сонливость или возбуждение, эмоциональная неустойчивость, сужение или расширение зрачков и даже дёргающийся глаз.
Впрочем, и до этого медики имели право отправлять подозрительных водителей на дополнительные проверки, просто теперь это стало закреплено в законе. Причём Минздрав ещё смягчил требования, поскольку изначально планировалось отправлять на сдачу мочи всех подряд. Но в медучреждениях оперативно отреагировали на предложение, заявив, что в таком случае стоимость справок кратно увеличится — с 1000-1500 рублей за прохождение ряда врачей до 7000 рублей и выше.
Обязательный техосмотр отменили ещё в конце 2021 года. Простым водителям процедуру нужно проходить только для постановки авто и мотоциклов на учёт — при смене собственника и если транспортному средству более четырёх лет, при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для юрлиц требования по техническому осмотру остались прежними.
С 1 марта штраф за отсутствие техосмотра повысился до 2000 рублей, но распространяется он лишь на тех физлиц, кому техосмотр необходим. Стоит отметить, что первоначальные планы предполагали фиксацию отсутствия диагностических карт дорожными камерами. Но в ГИБДД от этого — пока — отказались: не так просто в автоматическом режиме отличать легковушки от грузовиков, определять год выпуска автомобилей и проверять возможное нахождение в реестре такси.
Отметим, что Смольный впервые с 2011 года решил на 75,2% поднять плату за технический осмотр — с будущего года в Петербурге будет действовать один из самых высоких тарифов в стране. Впрочем, опять же, невзирая на страшные цифры, сумма останется посильной для владельцев легковых авто — 1543 рубля.
До 1 июня 2022 года планировалось на законодательном уровне ввести возможность оформлять штрафы ГИБДД с помощью федерального приложения под неофициальным наименованием «Народный инспектор». Суть его в том, что любой человек может самостоятельно фиксировать нарушения ПДД и отправлять их в полицию.
Уже в июне стало известно, что разработка федерального приложения для фиксации нарушений ПДД поручена Департаменту транспорта Москвы, но сначала нужно доработать законодательную базу и внести изменения в КоАП.
В итоге сейчас функция как бы работает, но не так. Ещё с 2015 года существует приложение «Добродел», и вот в нём появилась вкладка «Народный инспектор». Москвичи через этот сервис зафиксировали 10 899 случаев нарушения правил парковки, в том числе 7407 — на газонах, 111 — на детских игровых площадках, остальные — загораживали проезд спецтехники к контейнерным площадкам.
Серьёзные изменения произошли в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Планировалось введение штрафа за опасное вождение, определение нарушения которого внесли в ПДД ещё в 2016 году, и начать наказывать владельцев автохлама. Частично планы реализовались — в рамках другого законопроекта.
С 25 июля 2022 года в России вступили в силу изменения в КоАП, ужесточившие наказание за езду без прав. Появилась новая норма — конфискация автомобиля. Она срабатывает в случае, когда уже лишённый за серьёзное правонарушение прав водитель садится за руль повторно и совершает ещё один серьёзный проступок (к примеру, дважды сел нетрезвым за руль).
Помимо этого, «лишённикам» могут выписать штраф 50-100 тыс. рублей или дать 150-200 часов обязательных работ.
В этом году Минпромторг добрался до богатых. Согласно новым поправкам, минимальная планка налога на роскошь повысилась с 3 до 10 млн рублей. Причина — в стремительном удорожании машин. Согласно данным «Автостата», за последние восемь лет средняя стоимость б/у авто увеличилась в 2,7 раза, и в список «роскошных» попали машины массового сегмента такие, как Skoda Kodiaq, Toyota Fortuner, Nissan Murano, Mazda CX-9, Toyota Highlander, Subaru Outback и так далее. Автомобильное сообщество ожидаемо воспротивилось решению, после чего порог и был поднят.
Ужесточение контроля за растаможкой, усиление роли китайских игроков на авторынке, конвульсии в системе ОСАГО, сокращение дорожного строительства, рост каршеринговых фирм и бум продаж самокатов — вот что ждёт россиян в 2023 году, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
В комментарии 78.ru он заявил, что главный драйвер, который будет определять вообще всё на авторынке в будущем году, это дефицит автомобилей — он сохранится. И перекос будет сохраняться в сторону автомобилей «Автоваза». Что касается параллельного импорта, то его в стране «не было, нет и не будет».
— Нынешний порядок сбора документов юридическими лицами не позволяет ввоз автомобилей — и даже по сути его запрещает. Существуют схемы по обходу дорогущей растаможки через Казахстан и Белоруссию, государство о них прекрасно знает и видит, что теряет на этом триллионные суммы. Они оказываются либо сэкономленными ушлыми дельцами, либо полученными бюджетами других стран. Белорусы платят тариф полный, как все, а 50% им возмещает локальный бюджет. А пошлины платятся в бюджет того государства, в котором произошла растаможка. А дальше эти машины уезжают в Россию. И всё. И с этой схемой никто ничего не сделал. И она остаётся. Государство это видит и, думаю, будет двигаться в сторону ужесточения контроля — в данном случае в первую очередь за Казахстаном, потому что в Казахстане — и в Армении — используются тупые, жёсткие схемы ухода от таможенных платежей и занижения их, — считает Антон Шапарин.
Что касается обязательного автострахования, то оно, во-первых, сильно подорожает, о чём открыто заявляют участники рынка, отметил вице-президент НАС. Во-вторых — компании продолжат продавливать МВД на возможность штрафовать за отсутствие ОСАГО при помощи существующих систем фото- и видеофиксации.
Вместе с тем, считает собеседник, реформы ждут и КоАП. По большей части — на фоне популярности самокатов.
— Сегодня есть много вещей, которых в кодексе нет, новые виды транспорта, такие как самокат. А в КоАПе, по сути дела, отдельного раздела для самокатчиков не нашлось, и они могут делать всё что угодно. Сейчас принято законодательство, которое позволило самокатам всё вообще, и те, кто ещё сомневался, боялся, что государство всё зарегулирует, в будущем году самокат купит. Мы увидим всплеск на этом рынке — раз, мы увидим всплеск аварийности — два, — заявил Шапарин.
Ввиду дефицита строительной техники будут сокращаться программы дорожного строительства, считает эксперт, а дилеры окончательно умрут (потому что продолжают ждать, что кто-то им готовенькие авто привезёт, проедая заработанные на продажах «допов» ранее деньги). Отечественный авторынок вместе с тем наполнится «потёмкинскими деревнями» — произведённые здесь авто, считает эксперт, будут нужны только каршеринговым компаниям (которых прижмут к стенке необходимостью брать «Москвичи» взамен на преференции) и чиновникам.
— То, что они называют «Москвичом» и «Эволютом», на деле JAC и Dongfeng — по ценам гораздо выше, чем JAC и Dongfeng. Просто вот можно взять «Москвич», который начинается с 2 млн, а с вариатором — с 2,3 млн, и этот JAC JS4, который в Китае стоит 800-900 тыс. рублей, а просто GAC, который не «Москвич», стоит 1,6 млн. То есть нам просто за шильдик «Москвич» доначисляют 600 тыс. рублей. Просто потому что могут. И мы такого всё больше будем видеть, потому что они будут имитировать создание автопрома, хотя ежу будет понятно, что к российскому автопрому это не будет иметь никакого отношения. И мы, как Национальный автомобильный союз, будем предлагать государству сменить подход. Мы будем предлагать поддерживать не только отечественного производителя машин, но и потребителя. На наш рынок все шли, когда тут продавалось 3 млн машин. А сейчас 600 тыс. продали. И кому вот этот огрызок нужен? Чтобы инвестировать в него — никто не будет. Поэтому, пока мы не увеличим спрос, мы не добьёмся результата, — уверен Антон Шапарин.
В качестве ресурса для поддержки глава НАС рекомендует материнский капитал и программы господдержки, которые нужно распространять не только на автомобили отечественного производства, но и на автомобили вообще.
Автоэксперт Виталий Новиков считает, что экономика России в этом году справилась с потрясениями — и авторынок тоже.
— Система стремится к равновесию, и оно будет достигнуто. Ушли дилеры — пришли те, кто возит технику из других стран. Свято место пусто не бывает. Появился «Москвич». Да, можно было его сделать дешевле, но это продукт, который можно брать. Плюс ко всему, сейчас идёт тенденция на снижение автомобилизации, потому что населения 8 млрд, и если у каждого будет машина, негде будет ездить. Также будут попадать в Россию автомобили из других стран. В общем, первая накипь наценки на авто сойдёт. Хотя и вряд ли будет продано столько же, сколько в прошлом году. Но экономика справилась, жить будем, — заявил Виталий Новиков.
Главное, добавил он, чтобы у людей были деньги, а остальное (конкретно в этой сфере) наладится со временем.