Прямой эфир

Ямочное ДТП: как взыскать ущерб за авто, если виновны коммунальщики?

Олеся Курдюкова
13 декабря 2022, 17:04
Знаков нет, а неровность есть – тогда водителю повреждённой машины вначале с досудебной претензией следует прийти к ответственным лицам, а после уже в суд. Доказать свою правоту можно, говорят эксперты, но при условии соблюдения ряда параметров.
Коллаж 78.ru: Justus de Cuveland; Bulkin Sergey; Susann Prautsch/globallookpress.com, flaticon.com/Icongeek26

В России есть четыре всадника дорожного апокалипсиса, они же — основные причины ДТП: несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил проезда перекрёстков, выезд на встречную полосу и неправильный выбор дистанции. Об этом заявили на днях в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Большая часть аварий действительно происходит из-за нарушений ПДД водителями, но случается, что виновниками становятся коммунальщики. 78.ru узнал, что нужно делать в таких ситуациях.

Знак — свыше

Жители севера Петербурга, вероятнее, всего, видели Его — статный красавец-знак 1.23 «Дорожные работы» уже два с лишним месяца встречает горожан на Свердловской набережной и стал даже по-своему родным. Только спустя время водителей начало смущать несовпадение знака с реальностью: на треугольнике нарисовано, что работы есть, а на дороге никаких работ нет. Но таким образом ответственные лица по факту снимают с себя ответственность за то, что происходит на участке с повреждением проезжей части.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Там провал люкового сооружения, канализационного люка какого-то собственника. Либо это Водоканал, либо это тепло, либо телефон — у них свои люки и наблюдаются провалы. Они ответственны за это место. Поскольку они не имеют возможности быстро отремонтировать — допустим, нет в бюджете средств или конкурсные процедуры долгие, то они таким образом оградили, избавили себя от ответственности более масштабной — в случае, если водитель попадёт в эту яму, — пояснил автоэксперт Дмитрий Попов.

Иными словами, в таких случаях знак служит оберегом. Что бы вы ни делали при этом — если только в вас не влетел некий автомобилист или не наступил иной страховой случай — отвечать придётся за всё самим.

Собираем доказательства

Но едем дальше. Вдруг посреди дороги без каких-либо предупреждений вы наехали на крышку неплотно закрытого люка. Она провернулась вокруг оси, выпрыгнула и перебила рулевой наконечник. Ситуация не тяжёлая по деньгам, но страшная в возможных последствиях: в таких случаях автомобиль теряет управление полностью. Такое ЧП можно оспорить, и начинать сбор доказательств своей правоты нужно сразу же.

— Это ДТП квалифицируется в том числе и по классификатору ГИБДД. Это называется «Наезд на препятствие». Наезд на препятствие, который причинил ущерб. Что нужно сделать дальше? Во-первых, необходимо вызвать ГИБДД на место. Надо зафиксировать позицию своего транспортного средства, нужно зарисовать схему, обязательно обозначить объект, по причине которого произошло ДТП — яма, открытый люк, люк валяющийся, большой камень. После этого нужно освободить проезжую часть и вызвать ГИБДД. Очень может быть, что ГИБДД не приедет, но предложит явиться со всеми фото и видео и зарисованными схемами к ним в отдел, где будет, соответственно, возбуждено дело. Для этих целей есть «Служба дорожного надзора», инспектор которой будет устанавливать, кто отвечает за содержание и эксплуатацию этого участка дороги, и дальше будет в отношении этого человека/должностного лица/организации применён штраф, — говорит собеседник.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Далее всплывает следующий вопрос. По полису ОСАГО получить страховку не получится, поскольку у второй стороны не застрахована автогражданская ответственность. Поэтому, к сожалению, процесс выуживания денег будет долгим.

— Если их вина более или менее очевидна, имеет смысл сначала обратиться к руководству этой организации с досудебной претензией. Прийти с бумагой из ГИБДД, что было дорожно-транспортное происшествие, протокол и так далее, и потребовать от них возмещения причинённого ущерба. Можно заранее заехать в сервис и сделать оценку. К слову сказать, они могут не отказываться от возмещения ущерба, но при этом могут сказать, что оценка не соответствует действительности. Поэтому имеет смысл оценить стоимость и получить квалифицированную справку с подписью и печатью со стоимостью работ и перечнем работ, которые будут производиться, в нескольких сервисах — не менее трёх. Для суда это важная история, потому что нужно получить среднее значение стоимости работ, — обратил внимание автовладельцев Дмитрий Попов.

Если знак не выставлен, то обслуживающая участок контора с наибольшей вероятностью ответит за случившееся. А если выставлен — «бодаться будут до упора», предупреждает эксперт.

— Они скажут: «Мы вас предупредили, мы знак 1.23 поставили „Дорожные работы“, и 3.24 „Ограничение скорости“ поставили. А ДТП стало следствием невыполнения вами этих знаков». И, скорее всего, уклоняться от ответственности, — считает собеседник.

Яма яме рознь

Ехали-ехали, да колесом в яму приехали, да так, что колесо повредилось или бампер хорошо зацепили? Значит, забыли поставить знак 1.16 «Неровная дорога». Он, как правило, предупреждает о том, что на проезжей части для снижения скорости установлена неровность — так называемый лежачий полицейский. В населённом пункте его положено выставлять за 50-100 метров до неровности, вне населённого пункта — за 150-300 метров.

Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com
Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com

Причём у неровной дороги есть строго определённые черты.

— У нас нормальной считается яма шириной не больше 40 см, длиной не больше 60 см и глубиной не больше 5 см. Если хоть один параметр вываливается из этого перечня, в этом случае положено ставить знак «Неровная дорога». А если яма большего размера — то тем более, — пояснил Дмитрий Попов.

В таких случаях ответ держать придётся дорожникам. Но есть нюанс: чтобы вменить в судебном порядке коммунальщикам недобросовестную работу, водителю самому нужно действовать в рамках закона и ни на шаг не отступать от него. Нужно остановиться, включить аварийные сигналы, выставить знак аварийной остановки (минимум в 30 м, если авария вне города, и в 15 м от ТС — если в населённом пункте). Далее — придерживаться типового сценария: зафиксировать инцидент на фото и видео, зарисовать схему случившегося, убрать транспорт, чтоб никому не мешался на проезжей части, взять показания свидетелей с номерами телефонов, а после уже вызывать ГИБДД.

Если авария приключилась во дворе и бампер остался на куче снега, собранной коммунальщиками, к примеру, — тут любой полицейский бы сказал, что «была выбрана скорость, не учитывающая дорожные условия». И значит, вопросы о последствиях нужно задавать только себе самому.