Народный артист России Григорий Лепс на прошедшем в Северной столице 3 декабря в Ледовом дворце концерте странно себя вёл: вначале перепугал зрителей, когда, не вытянув ноту на песне «Самый лучший день», бросил микрофон на пол, а затем на протяжении выступления бросал эмоциональные фразы в зал. После объяснился — дескать, приболел, из-за этого многое пошло не по плану, вот и расстроился. Однако, попрощавшись с залом, он отправился за живительными микстурами не в аптеку, а в бар. История закончилась плохо. По одной версии, Лепс нахамил посетителю заведения, подоспели охранники и начали выталкивать оппонента артиста на улицу. По другой — его спровоцировали, и провокатор получил вроде как заслуженных тумаков. Как бы то ни было, всё закончилось уголовным делом: 39-летний пострадавший заявил в полицию о том, что во время драки у бара «Финнеганс» на Московском проспекте ему сломали нос.
Казалось бы — всё ясно. Звезда чувствует вседозволенность. Но, как считают специалисты, не всё так однозначно.
Насколько сейчас известно, потерпевшая сторона заявила о том, что имело место причинение средней тяжести вреда здоровью, и такие слова являются основанием для проверки и возбуждения уголовного дела по ст. 112 УК РФ — «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести». Санкции по этой статье довольно серьёзные — по ч.1 до трёх лет, ч.2 — если преступление совершено в группе лиц или по хулиганским соображениям — до пяти лет лишения свободы. Об этом заявила 78.ru юрист Юлия Вербицкая-Линник.
Она отмечает, что известных людей действительно нередко провоцируют — будь то драка или ДТП. Люди порой идут на разнообразные ухищрения, «подставы» и инсценировки. Всё из-за денег.
Дело в том, что часто сторонам конфликта рекомендуют до возбуждения уголовного дела либо уже по факту найти способ урегулирования случившегося — и чаще всего это компенсация, размер которой может быть любым — «от нуля до бесконечности».
— Имеются основания предполагать, что в данном случае сумма компенсации будет значительна. Почему. Любое публичное лицо, и это следует в нашей культуре ещё с советских времён, должно являть собой некий образец поведения. И поскольку мне, например, нравится этот актёр, я буду стараться вести себя, как он. <…> Цитировать подобного рода поступки — очень опасное занятие. Бывают случаи, когда человек известный по любым причинам, в том числе по причине прекрасной защиты и хорошей работы адвокатов, избегает уголовной ответственности. Тут молодой человек — или немолодой человек — говорит: «Я буду как он». И в такой же ситуации получает судимость, — приводит пример специалист.
Причём даже если в ходе расследования станет известно, что пострадавший — провокатор, для Лепса ничего не изменится, придётся отвечать по закону. Преступление совершать нельзя в любом случае.
— Может быть, в данном случае имела место провокация, тем более, что мы видим, что были съёмки, эти съёмки довольно широко растиражированы, ролик стал вирусным. Но при причинении вреда и при квалификации следствием это не будет основанием для прекращения уголовного производства, — добавила Вербицкая-Линник.
Психолог Екатерина Верченова допустила, что поведение Лепса вызвано усталостью и стрессом, нарушением рабочего графика или резким увеличением нагрузки. С другой стороны — такую же реакцию может вызывать зависимость от каких-либо препаратов или даже рюмочка перед концертом. Ведь каждый по-разному реагирует на спиртное: «Для кого-то это отдохнуть и заснуть, а у кого-то любой триггер может вывести человека из себя».
На последствия длительного злоупотребления алкоголем списывает случившееся и нарколог Василий Шуров. Он напомнил, что Лепс не единожды дискредитировал себя пьяными выходками в публичных местах, включая свои концерты: надевал штаны задом наперёд, падал на сцене, устраивал скандал в психиатрической клинике. И весь этот длительный анамнез алкоголизации привёл к развитию разных синдромов — в частности, психоорганическому.
— Человек свои эмоции не контролирует, может вспылить, полезть в драку, в сердцах кинуть микрофоном о сцену. То есть он неуправляемый и не контролирует свои эмоции — вот это мы видим; много резких заявлений, — заявил нарколог.
Речь идёт, по его мнению, минимум о второй стадии алкоголизма — запойной. Третья, со слабоумием, впереди, «если человек не остановится».
PR-специалист Антон Вуйма уверен, что случай с Лепсом — пиар-акция: слишком уж ровной получилась съёмка драки. Подозрительно и то, что охранники дерутся, артист дерётся, а оператора никто не отгоняет. Как будто он «летающая тень».
— Первое, что они должны были сделать — это отогнать оператора, а тот спокойно снимает, что выглядит в такой обстановке очень странным и очень похожим на вирусный ролик и пиар-акцию. По идее, в таких драках с артистами операторов бьют первыми, — считает Вуйма.
Что касается агрессии на концерте, то у артистов действительно бывают срывы. Но проявляются они не так, как у Григория Лепса.
— Срывы эти происходят как: человек заходит в гримёрку, там у него срыв, он плачет, а потом на сцену выходит улыбающийся. Или уходит за кулисы, если ему становится плохо. <…> Когда артисту становится плохо, либо он сразу на сцене умирает, либо он заходит за кулисы. Но с Лепсом всё не так было. Он практически закончил концерт, отработал его, и в конце демонстративно кидает ярко, сочно микрофон, а потом уходит и кидает очки прямо посередине сцены, что, естественно, не соответствует тому образу, как это обычно делают артисты, как это делается в естественной среде, когда человеку становится плохо, — заявил Вуйма о своей точке зрения.
Ну, а близость новогодних корпоративов и соответствующих за них гонораров — подтверждение тому, говорит пиарщик. Гонорары Лепса, как известно, одни из самых высоких по стране, и теперь, как ни крути, все про него вспомнили.
— Многие люди думали: «А не пригласить ли нам Лепса на новогодний корпоратив?». Сейчас они вспомнили из средств массовой информации о нём, и сейчас его будут приглашать раз в 30 более интенсивно, чем приглашали бы в естественных условиях, а цена за приглашение вырастет до заоблачной цифры, — считает собеседник.
Лепс, добавил Вуйма, последнее время был умеренно медийным человеком, поэтому пиар не помешает и в концертной деятельности. После этой истории, возможно, концерты будут собираться ещё лучше, билеты подорожают и так далее. Причём даже вне зависимости от того, была это действительно пиар-акция, либо же это случайность, на карьере звезды она отразится положительно.
Стоит отметить, что Лепс действительно раз в год да попадает в разные истории. В 2017 году, к примеру, от него, громко хлопнув дверью, ушла вся команда его продюсерского центра, включая концертного директора и менеджмент. В 2018-м дал по голове ведущей шоу «Вечерний Ургант» на Первом канале Алле Михеевой — якобы за плохой вопрос про дочь. Тогда скандал быстро замяли — вероятно, посчитав его лишним, ведь в мае того же года по СМИ пронеслась информация о запрете артисту въезда в Израиль. В 2021 году о Лепсе вспоминали в связи с его громким разводом, а практически минувший год, помимо сломанного носа петербуржца, запомнится ещё и желанием купить песни едва почившего певца Юрия Шатунова «для копилки» своего продюсерского центра.