Работа над собой: специалисты рассказали, как избежать профессиональной деформации

Четверть петербуржцев видят у себя признаки профессиональной деформации. Таковы результаты одного из соцопросов. Как это проявляется: человек оценивает окружающий мир искажённо, через призму своих обязанностей и интересов. Границы между работой и личной жизнью размыты. Нередко это приводит к психологическим проблемам и соматическим заболеваниям. Как это сказывается на личной жизни? Может ли помешать развиваться дальше? В каком случае пора насторожиться и что предпринять? Разбирался телеканал «78».
Каждый день заведующая детским отделением педиатрического медицинского университета встречается с сотнями маленьких пациентов. Разговаривает с ними, ставит диагнозы и, конечно, занимается их лечением. Не всегда у Ксаны Штернлихт получается расстаться с работой, отправляясь на выходной.
— Подсознательно на подкорке, когда я слышу, как кашляет ребёнок, у меня сразу: ага это похоже на бронхит. Или когда ребёнок играет, а мама за ним не смотрит, я начинаю беспокоиться. Есть такое. И даже на отдыхе, когда я вижу ребёнок бежит, здесь машина, мама в телефоне и у меня идёт реакция, — признаётся заведующая детским приёмным отделением СПбГПМУ Ксана Штернлихт.
Советов врач не даёт и, конечно, никаких рецептов на улице не выписывает, предпочитает не нарушать личные границы людей. Исключением может быть ситуация, когда человеку экстренно нужна медицинская помощь. А вообще профдеформация среди врачей — явление весьма распространённое, заключают специалисты. Окружающие часто воспринимаются как потенциальные пациенты, которым нужно лечиться.
— Профессии, которые связаны с работой с людьми. Наш опрос показал, что HR-специалисты или работники кадровых служб, медики и фармацевты, младший и старший медперсонал, врачи, топ-менеджеры и маркетологи, рекламщики — они очень подвержены профдеформации, — перечислила руководитель пресс-службы онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников Мария Бузунова.
HR-специалисты нередко могут ловить себя на мысли, что новое знакомство в повседневной жизни превращается в некое собеседование в формате интервью. Особенно этому подвержены начинающие специалисты, опытные умеют справляться с профдеформацией.
— Я не делю работу и жизнь. Я очень осознанно выбирала себе работу. Для меня это просто единый поток. Меня всегда интересовали люди, меня всегда интересовало как они устроены, меня всегда интересовало о чём они думают и что им важно, — признаётся HR-директор федеральной розничной сети Ирина Гусакова.
Согласно исследованию, признаки профдеформации замечает у себя каждый четвёртый петербуржец. Человек оценивает окружающий мир искажённо, через призму работы. Яркий пример, когда учитель начинает активно исправлять ошибки в речи тех, с кем он общается. У человека отсутствуют интересы и увлечения, он поглощён работой, круг общения у таких людей как правило ограничен и состоит из коллег.
Причинами профессиональной деформации может быть монотонная и многолетняя работа, работа, связанная с повышенной ответственностью и риском для жизни. Регулярные конфликты, стрессовые ситуации и переработка, расшатывают нервную систему. Как причиной, так и следствием профдеформации также может быть и эмоциональное выгорание.
Могут помочь справиться с профессиональной деформацией смена места работы, которая позволит вырваться из монотонного круга обязанностей, новые знакомства и регулярный отдых, чем трудоголики привыкли пренебрегать.
— Приходя домой, свой профессиональный костюм нужно снимать, у кого-то это халат хирурга, у кого-то это форма военного, а для кого-то это деловой костюм. Обязательно иметь увлечения помимо работы, спорт. Что-то в жизни должно давать эмоциональный заряд помимо профессиональной деятельности, — говорит психолог Анна Павленчук.
Прохождение курса терапии с психологом или психотерапевтом помогут адекватно оценить состояние и составить план по восстановлению психологического здоровья.




