Эта цивилизация — одна из величайших среди существовавших на американском континенте. Расцвет майя пришёлся на доколумбовую эпоху, а глубокий упадок — на период вторжения конкистадоров. Ареал майя включал в себя территорию современных южных штатов Мексики, а также Белиза, Гватемалы, Сальвадора и западной части Гондураса. В летопись человечества эта цивилизация внесла значимые достижения в области астрономии, изобразительного искусства и архитектуры. Величественные руины городов, построенных майя, по праву входят в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
По иронии судьбы, огромный вклад в разгадку письменности майя вложил один из угнетателей покорённого испанцами народа. Епископ Диего де Ланда Кальдерон (1524 — 1579), с одной стороны, вошёл в историю как автор книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), без которой изучение цивилизации, интересовавшей Кнорозова, было бы попросту невозможно. Обратной стороной его вклада в мировую науку стало учреждение на полуострове инквизиции, а также физическое уничтожение рукописей майя путём сожжения.
Как бы то ни было, труд Диего де Ланда Кальдерона стал библией многих поколений майянистов. Но секрет письменности загадочной цивилизации на протяжении нескольких веков оставался философским камнем для ведущих европейских исследователей этой проблемы, включая Леона де Рони и Пауля Шельхаса. Последний выступил автором статьи под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема?», которая произвела неизгладимое впечатление на Юрия Кнорозова.
К счастью, не все рукописи майя пропали в кострах инквизиции. До наших дней дошли так называемые кодексы — Парижский, Мадридский и Дрезденский. На материале последнего был расшифрован знаменитый календарь майя, ставший объектом псевдонаучных спекуляций. В распоряжении Кнорозова оказались копии всех трёх кодексов. Путём долгих подсчётов учёный выявил около 355 неповторяющихся знаков. В то время была распространена теория ведущего майяниста Эрика Томпсона из США, отвергавшего наличие в письменности майя фонетического компонента. Кнорозов смог доказать, что каждый из знаков означал слог, получив ключ к разгадке века.
«То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки».
Руководствуясь этим лозунгом, советский учёный, работавший в Ленинграде, взялся за дело. Проблема расшифровки письменности майя интересовала Кнорозова ещё в то время, когда он был студентом. Блестящая диссертация, посвящённая вышеупомянутому труду де Ланда Кальдерона «Сообщение о делах в Юкатане», в 1955 году принесла ему степень доктора исторических наук, минуя кандидатскую. Фундаментальное значение этой работы заключается в том, что молодой советский учёный доказал существование у майя выстроенной государственной системы и фонетического письма. За рубежом Кнорозов успел прославиться ещё раньше: в 1952-м издание The New York Times опубликовало перевод его статьи из журнала «Советская этнография» под названием «Древняя письменность Центральной Америки».
Мировой сенсацией стало и то, что Кнорозов совершил своё открытие, находясь в Ленинграде, не посетив тех мест, где цивилизация майя достигла своего расцвета и упадка. В тот период учёный побывал за рубежом лишь единожды, став гостем Международного конгресса американистов в Копенгагене (1956). Чтобы работать с текстами, необязательно скакать по пирамидам, резонно отвечал скептикам Кнорозов. Некоторые из американских коллег советского учёного, оседлав риторику времён Холодной войны, обвиняли того в навязывании марксистских взглядов и нарушении научной этики. Но, к чести большинства исследователей, те восприняли достижение Кнорозова как подлинный триумф.
Побывать в тех местах Кнорозову удалось лишь на закате перестройки. Туда его пригласил президент Гватемалы — СССР готовился к разморозке отношений с этой страной. Там советский гений впервые увидел знаменитые на весь мир памятники майянской архитектуры, включая городище Тикаль и Вашактун. А в июне 1992 года Кнорозова на официальном уровне пригласили в Мексику. В рамках трёхнедельного визита учёный посетил большинство значимых археологических раскопок и развалин майянских городов, расположенных на территории страны. В 1994 году в посольстве Мексики в Москве состоялось награждение Кнорозова орденом Ацтекского орла — его вручают иностранным гражданам за особые заслуги перед страной.
11 марта 2018 года в мексиканском городе Мериде состоялось торжественное открытие памятника Юрию Кнорозову. Монумент сделан по мотивам знаменитой фотографии, на которой обманчиво угрюмый на вид учёный держит на руках любимую кошку Аспида (сокращённо — Ася). На постаменте закреплена табличка с датами жизненного пути Кнорозова и сообщение о разгадке им одной из величайших тайн современности. Что касается России, то в этом году запланированы мероприятия в честь столетия со дня рождения автора, раскрывшего секрет письменности древней цивилизации майя.
Ранее 78.ru писал, что в Мехико установлен бюст расшифровавшего письменность майя учёного Кнорозова.