Экономика
06:589 ноября 2022

Переписать сюжет: нужны ли новые газетные ларьки Петербургу?

Чиновники Смольного затеяли реформу для распространителей печатной прессы. Участники рынка считают: это сбережёт газетные киоски, превращающиеся в овощные ларьки и кофейни, но есть нюансы. 78.ru выяснял, нужны ли в принципе горожанам точки с прессой?
Коллаж 78.ru: unsplash.com, Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Согласно данным Комитета имущественных отношений Смольного, в настоящее время в Петербурге действует около 2000 договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), торгующих различной продукцией, в том числе, печатной. Как рассказывают участники рынка, около трети из всех ларьков в Северной столице перепрофилированы не под заявленные виды деятельности и работают так годами. Теперь, видимо, городские чиновники решили навести порядок в сфере торговли прессой и хотят изменить правила игры по московскому сценарию, но потратить на это придётся сотни миллионов рублей из местного бюджета. 78.ru разбирался, оправданы ли такие затраты.

Продавец прессы и картофеля одновременно

С инициативой изменить в городе схему предоставления объектов бизнесу под продажу прессы выступил Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного. Как рассказал в ЗакСе глава ведомства Кирилл Соловейчик, теперь Петербург за счёт бюджета будет закупать новые ларьки и передавать в них именно рабочие места вместе с оборудованием предпринимателям. Площадь таких объектов высотой 3,6 метра составит около 15 «квадратов». Обязательным условием станет то, что 70% территории зала таких павильонов должно быть отведено под продажу именно прессы, на ещё 30% можно будет торговать иными товарами, например, сельскохозяйственными.

Согласно данным презентации Кирилла Соловейчика в ЗакСе, печатная продукция в Петербурге в настоящее время реализуется в 480 ларьках. Этот показатель необходимо довести до 700, чтобы на 10 тыс. горожан приходилось 1,3 объекта. Для достижения таких целей город закупит в ближайшие годы около 300 ларьков, затраты бюджета составят на следующий год 357 млн рублей. Впрочем, в ряде городских СМИ называются и более крупные суммы.

Следить за тем, соблюдает ли бизнес условия при аренде, будет Центр развития и поддержки предпринимательства Петербурга. Но пока нет информации о том, какой будет арендная ставка для бизнеса.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Как уточнили в пресс-службе Комитета по промышленной политике, первые 10 ларьков нового формата должны заработать уже до конца этого года в Выборгском, Калининском, Московском, Фрунзенским и Приморском районах. Также обсуждается вариант с размещением на 30% площадей таких павильонов общепита.

Сейчас предприниматели арендуют ларьки у Петербурга вместе с землёй. Ставки в зависимости от привлекательности локации определяет Комитет по имущественным отношениям, который и курирует НТО. В свою очередь, сносом незаконных объектов занимается Комитет по контролю за имуществом. Как сообщили в этом ведомстве, всего с начала года в Петербурге от незаконных конструкций освободили 641 земельный участок, по ещё 21 объекту проводятся рейды. Таким образом, грубо говоря, каждый пятый ларёк можно условно назвать нелегальным.

Логика понятна…

Опрошенные участники рынка отмечают, что логику петербургских чиновников понять вполне можно. Они пытаются скопировать опыт Москвы, где по такому пути пошли ещё с 2018 года. Есть вопросы к тому, как всё будет организовано в Северной столице и удастся ли учесть московские ошибки.

Руководитель регионального филиала ООО «Кардос Ритейл» в Петербурге (ГК Кардос занимается распространением печатной продукции) Елена Чуркина вспоминает, что впервые о реформе мелкорозничной торговли по опыту столицы власти Петербурга заговорили ещё четыре года назад. Поэтому проект по замене киосков на городские не стал для бизнеса сюрпризом.

— Решение начать именно с объектов по реализации прессы связано с тем, что за последние годы в киосках вместо прессы начали продавать кофе, шаверму, табак, электронику и другие непрофильные товары. Действующий до настоящего времени порядок выделения мест под реализацию прессы давал возможность любой организации получать места по льготной арендной ставке, — пояснила Елена Чуркина.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

По её словам, принимаемые в отношении нарушителей меры настолько не существенны, что на сегодняшний день в городе уже более 30 % объектов перепрофилированы под другие виды деятельности и продолжают безнаказанно работать по несколько лет.

— Благие намерения администрации города навести порядок в объектах по продаже прессы и пресечь дальнейший рейдерский захват представителями нашей отрасли только приветствуется. Основной вопрос в том, каким образом будет реализован пилотный проект в Петербурге, будет ли учтён московский опыт и какие меры будут приниматься в отношении псевдо-распространителей. В Москве не существует проблемы нецелевого использования: при оценке заявок на отраслевые торги, учитываются заявки только профессиональных дистрибьюторов прессы, — рассказала Елена Чуркина.

Как добавили она, площадь работающих сейчас в городе киосков составляет в среднем 6 «квадратов», а городские павильоны будут по 15 кв. м, что даст распространителям возможность увеличить доходность, но при условии адекватной арендной ставки для отрасли.

«Нельзя допустить печатно-фруктового киоска…»

Председатель ассоциации издателей и распространителей «Балтийская пресса» (входят редакции «Комсомолки», «Коммерсанта» и т.д, всего объединяет 13 крупнейших компаний с совокупной долей рынка в 78%) Андрей Новиков отметил, что сейчас организация заканчивает оформлять свои предложения в Комитет по промышленной политике по критериям конкурсной оценки, требованиям к претендентам и формированию начальной стартовой цены лотов.

Так, участники рынка считают, что на конкурсах приоритет должен быть отдан тем компаниям, которые длительное время занимаются распространением периодических печатных изданий. Также нельзя допустить резкого роста ставок аренды в результате реформы.

Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com
— Я слышал предложения о ставке 50 тыс. рублей в месяц. Это неприемлемо для бизнеса. В среднем сейчас ставки на аренду ларьков составляют 5—10 тыс. рублей. Нам нельзя допустить, чтобы расценки увеличились в разы. Это сильно ударит по рентабельности бизнеса. Нельзя допустить и того, чтобы у нас вышли печатно-фруктовые киоски. Это противоречит логике и требованиям санитарии. Потому здесь мы настаиваем на том, чтобы было требование о продаже профильной продукции и обязательно периодической издаваемой прессы. Потому что сейчас некоторые выкладывают в таких ларьках газеты полугодичной давности и этим прикрываются, — констатирует Андрей Новиков.

Здесь стоит отметить, что, как рассказывают участники рынка на условиях анонимности, в некоторых бывших газетных киосках, превращённых в кофейни и шавермы и располагающихся на расстоянии 30—50 метров от станций метро, готовы платить и по 100 тыс. рублей за аренду, а «в накладе в итоге не остаются».

Сотни тысяч или единицы?

Андрей Новиков готов признать: объём продаж печатной продукции сейчас значительно упал из-за развития интернета, тиражи намного меньше, чем 20 лет назад.

— Но у нас есть сотни тысяч петербуржцев, которые всё-таки привыкли покупать журналы и газеты в киосках. Их права должны быть обеспечены такой социальной гарантией, — настаивает он.

По словам Елены Чуркиной, в точках продаж их компании спрос на газеты и журналы есть у всех возрастов и категорий петербуржцев, иногда по средам, когда появляются программы на следующую неделю, даже выстраиваются очереди.

— Пожилые люди покупают сканворды, телепрограммы. Молодёжь охотно берёт воду и снэки. Так что ларьки городу надо сохранить, это рабочие места также, — призвала она.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Примечательно, что принцип совмещения торговли печатной и сельхозпродукцией сейчас применяют крупные ритейлеры, такие, как «Лента» и «Окей». Газеты и журналы размещают при этом на входе в гипермаркеты.

Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, доля продаж прессы в их сети по сравнению с другими товарами составляет…0,0001 %.

— Приобретают в основном телепрограммы и кроссворды. Газеты и журналы — это в большинстве случаев спонтанная, а не продуманная заранее покупка. И если не разместить такие товары при входе, а перенести их куда-то вглубь, то никто их специально искать не станет. А если кто-то забыл купить прессу в начале похода, то вряд ли за ней вернётся, — отметил Александр Мышинский.

По данным руководителя отдела маркетинга по Северо-Западу портала hh.ru Екатерины Соловьёвой, медианная зарплата продавца в Северной столице за последний месяц составляет 45 тыс. рублей. При этом на портале Avito в объявлениях о поиске продавцов в газетные киоски предлагают выплаты в размере 15—20 тыс. рублей, правда, в Оренбургской области. В Псковской области готовы платить от 1000 рублей за смену. В Северной столице таких специалистов…не ищут.

Новое лучше проверенного старого?

Стоит отметить, что если взять сумму в 357 млн рублей, которую чиновники хотят потратить на новые ларьки в следующем году, то один объект обойдётся казне примерно в 1,8 млн рублей. Между тем, в январе прошлого года окончательно обанкротилось ЗАО «Роспечать», считавшееся самым крупным распространителем печатной продукции в Северной столице и владевшее более чем 200 киосками. Тучи над этой компанией начали сгущаться ещё с 2017 года. Тогда и начались продажи павильонов. Сейчас на том же Avito можно найти объявления о продаже киосков со стоимостью, начинающейся от 95 тыс. до 200 тыс. рублей в среднем.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Андрей Новиков разъясняет: попытки сэкономить и закупить старые киоски — это не выход для города. Многие из них находятся в «убитом» состоянии и частной собственности. Чтобы их выкупить, восстановить и привести в порядок потребуются бОльшие средства, чем те суммы, в которые обойдётся покупка новых.

Добавим также, что публичные обсуждения по инициативе о новой схеме продажи печатных изданий завершатся 12 ноября. Тогда, возможно, и появится больше конкретики.

ЧиновникиДеньгиПромышленность
Новости партнеров