В марте этого года режим простоя был объявлен на петербургском заводе японской Toyota (ООО «Тойота Мотор») и на ленобластном предприятии южно-корейской Hyundai («Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»). Затем в мае этому примеру последовала в Северной столице Nissan («Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус») из страны Восходящего солнца. Здесь паузу взяли до апреля 2023 года. На этих предприятиях трудились от 6000 до 10 000 человек. Чиновники и специалисты кадровых агентств успокаивают: вакансии в городе для таких работников есть, для сотрудников автопрома даже немного подросли зарплаты, но советуют заняться переобучением.
Информация о том, что на заводе Toyota в Петербурге пройдут массовые увольнения работников, появилась в середине октября. Об этом в своём telegram-канале написал вице-губернатор Северной столицы Валерий Москаленко. Ещё тогда, по словам чиновника, предполагалось что увольнения в ноябре–декабре будут проходить по соглашению сторон с компенсацией со стороны работодателя затрат на переобучение персонала.
Как подтвердил в беседе с 78.ru председатель Межрегиональной (Территориальной) Петербурга и Ленобласти организации Российского профсоюза работников промышленности (первичная организация профсоюза Toyota) Алексей Вышегородцев, сейчас работники завода приступили к написанию заявлений. Предположительно, этот процесс должен завершиться до конца декабря. Всего, по данным на начало 2022 года, на предприятии трудились 2100 человек. Речь идёт об увольнении по ст. 78 Трудового кодекса РФ. Она предполагает мирное расторжение трудового договора по взаимному согласию и отсутствие претензий сторон друг к другу.
— Руководству Toyota стоит отдать должное, мы вступили в своё время с ними в переговорный процесс, и в итоге нам удалось договориться на хороших условиях, — подчеркнул Алексей Вышегородцев.
Так, в среднем работники получат от 12 окладов, а с учётом стажа обсуждаются и другие дополнительные бонусы. В чём именно они будут заключаться, Алексей Вышегородцев не уточнил, лишь кратко резюмировав, что «в обиде не остались».
Отметим, что на ленобластой площадке Hyundai и петербургском предприятии Nissan первичные профсоюзные организации не созданы. Как рассказывают участники рынка, на каждом предприятии трудились примерно по 2000-3000 человек.
Первоначально простой Hyundai был запланирован до конца октября, но, как на днях сообщили федеральные СМИ, теперь пауза взята до декабря. При этом ранее сообщалось, что завод могут продать, а мощности хотят, предположительно, перебазировать в Казахстан.
Как рассказала заместитель директора Центра занятости населения Петербурга Ольга Погодина, со стороны города предприятию было предложено участвовать в мероприятиях по снижению напряжённости на рынке труда: 295 работников повысили свою профессиональную компетентность, чтобы остаться на своих рабочих местах.
Nissan в настоящее время передаёт свои российские активы в Ленобласти Минпромторгу России (ФГУП «НАМИ»).
— Данная сделка имеет важное значение для отрасли. В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2000 сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнёров, создавать совместные предприятия, — цитировали ранее «Известия» заместителя председателя правительства РФ, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
Таким образом, при самом пессимистичном раскладе потерять работу могут около четырёх-пяти работников иностранного автопрома в городе.
Как заверяет Ольга Погодина, Служба занятости имеет базу работодателей, которые готовы принимать к себе, в том числе, работников автопрома на свои места.
— Сейчас в базе данных у нас более 40 тыс. вакансий, из них 70% — по рабочим профессиям. Думаю, они смогут выбрать для себя достойный вариант работы, — отмечает она.
В том, что сотрудники иностранного автопрома найдут себе применение в Северной столице, уверен и Алексей Вышегородцев.
— На тех же работников Toyota уже поступали заявки от «Силовых машин», «Кировского завода», «Ижорских заводов». Специалистов сейчас ждут в оборонительном комплексе, машиностроении, текстильной промышленности. Там идут сейчас колоссальные оборонные заказы на фоне всем известных событий. А переучить сотрудников, например, того же слесаря, сварщика, не составит большего труда, — поясняет он.
Руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова рекомендует работникам вспомнить о своих специальностях и образовании, которые люди получили до трудоустройства в автосферу.
— Особенно это касается, так называемых, «синих» воротничков. То есть, если условный сервисный инженер потерял работу в автобизнесе, он без труда может найти её (и часто даже более высокооплачиваемую) в других смежных сферах. Растёт спрос на инженерные специальности. Когда импортозамещение в промышленности наберёт темп, спрос на инженеров проявится в полной мере. Так или иначе, если у вас есть среднее техническое или высшее инженерное образование, советуем его обновить и дополнить. Полезно иметь любую практически востребованную профессию — на случай потери текущей работы или периода нестабильности в вашей отрасли, — призывает она.
По данным Марии Бузуновой, за последний месяц число новых вакансий в автобизнесе по Северо-Западному федеральному округу выросло больше, чем на 6%, а в Петербурге — на 9%. Подросли на 3% и зарплаты по сравнению с осенью 2021 года. Сейчас они в среднем составляют 66 тыс. рублей, но автоэлектрику-диагносту, например, предлагают 120 тыс. рублей.
— Автопром постепенно наращивает спрос на новых работников и увеличивает число новых рабочих мест и вакансий. На данный момент работодатели СЗФО ищут порядка 1300 человек для работы в сфере автобизнеса. В лидерах по спросу на новых работников традиционно Петербург (67% или порядка 900 вакансий от всего объёма в СЗФО), Ленобласть (8%). Ищут самых разных специалистов: автомойщиков, автослесарей, автомехаников, мастеров-приёмщиков, а также менеджеров по продажам, по работе с клиентами, — отметила она.
Вместе с тем, сами петербуржцы стали в последнее время меньше интересоваться работой в автобизнесе.
— За последнее время работу в сфере автобизнеса искали более 3000 жителей СЗФО, из них более 2000 находятся в Петербурге. Это в среднем на 4,5% меньше, чем, например, в летние месяцы как в целом на Северо-Западе, так и в частности в Петербурге, — констатировала Мария Бузунова.
По её словам, такое сокращение соискательской активности объясняется, в первую очередь, турбулентным и нестабильным состоянием, в котором прибывала автомобильная отрасль страны в последние полгода.