Разрушенный завод «Красный треугольник» на набережной Обводного канала облюбовали подростки и любители необычных фотосессий. Прогулки по заброшенным корпусам, мягко говоря, небезопасны. Да и сами визитёры не слишком заботятся о сохранности зданий — на объекте культурного наследия участились пожары. Причём всё чаще там стали замечать именно детей. Как они туда проникают? Как остановить это паломничество к памятнику промышленной архитектуры? И можно ли избежать несчастных случаев?
«Ира-а-а!» — шестиклассницы наблюдают с земли за опасной операцией по спасению сумки, которую во время прогулки по крыше в дымоход уронила их подруга. Внутри ридикюля — маленькая жизнь: ключи, банковская карта, обычная карта и карта школьная.
— Я думаю, там очень страшно, потому что ты можешь какой-нибудь шаг сделать и куда-то, к примеру, провалиться, или на тебя что-то упадёт. Как я знаю, там лестницы совсем обвалены, — говорит одна из компании, Алёна.
Вместе с одноклассником девочка спустилась вниз. Операция успехом не увенчалась, но в саже дымохода ребята измазались от души.
Прогуляться по руинам «Красного треугольника» ребята отправились сразу после школы. И делают это довольно часто. Говорят, влечёт их туда флёр таинственности, витающий вокруг дореволюционных зданий.
На сегодня экскурсия закончена — нужно идти домой и делать уроки. Ну и ещё придумать историю о загадочном исчезновении сумки и её содержимого.
И всё же чаще всего на территории бывшего завода, где когда-то производили резиновые изделия, можно встретить фотографов, которые выбирают фоны для фотосессий с руинами.
Людей, рискнувших отправиться внутрь зданий, сотни — в интернете огромное количество подтверждающих это снимков и видео. Многие действительно серьёзно рискуют не только здоровьем, но и жизнями ради лучшего кадра.
А вот Лана и её друг пришли не для фотосессии. Им интересно прикоснуться к истории этого места. Правда, не всегда это получается сделать безопасно.
— Есть места, где кирпичи обваливаются, где лестница достаточно хорошо ещё сохранилась. Но если выше подниматься, то там есть места, где всё обвалилось — пустые шахты лифтов. На крыше — если закрыто, то более менее, а если открыто, то там уже не очень комфортно ходить, особенно если после дождя, — рассказала девушка.
Нередко прогулки по заброшенным корпусам приводят к пожарам. Горят старинные деревянные перекрытия, разрушаются уникальные кирпичные строения. Уследить за всеми гостями «Красного треугольника» невозможно. Доступ практически не ограничен.
Свыше 200 тыс. квадратных метров недвижимости завода принадлежат городу. И, согласно оценке экспертов, за 2021 год было законсервировано и оснащено охраной (а значит, сведено к минимуму количество несчастных случаев и пожаров) не более 10% от общего объёма разрушающихся зданий.
Комитет по охране памятников в прошлом году заплатил штрафов на 2,5 млн рублей — не смогли обеспечить сохранность объектов культурного наследия. Среди всех корпусов здесь было выявлено 80 памятников промышленной архитектуры.
— В настоящее время завершается проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объекта с целью обоснования включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве памятника регионального значения, определения границ и предмета охраны, — сообщали в Смольном.
Между тем из городской казны ежегодно тратятся немалые деньги на консервацию «Красного треугольника».
— Я бы разместил информацию, какие последствия от проникновения на этот объект, какая статья будет нарушена, какое наказание, штраф или срок. И указать риски для жизни. Проникая на объект, вы подвергаете себя опасности, жизнь и здоровье, — заявляет вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России Борис Григорьев.
Предупреждения, возможно, помогут ограничить число визитёров — но не сведут к нулю. Лучшим решением, по мнению градозащитников и депутатов, станет восстановление дореволюционных зданий совместно с бизнесом.
— Мне бы очень хотелось, чтобы такой монументальный исторический объект был приведен в порядок с привлечением инвесторов. Чтобы делали торговые площади, деловое пространство, — высказал своё мнение по телефону депутат Госдумы РФ Сергей Соловьёв.
Только вот очереди из инвесторов пока нет, и петербуржцы вынуждены наблюдать за уничтожением уникального памятника промышленной архитектуры.
— То, что нужно сохранять, — однозначно. Они неповторимы — вот эти бывшие цеха, где делали галоши и сапоги и прочее. Напомню, что именно отсюда вынесли первую советскую шину на синтетическом каучуке. Если привести в порядок, то это будет грандиозный памятник промышленной архитектуры, который обязательно нужно сохранить, — считает краевед Алексей Ерофеев.
Слышны предложения разместить небольшие производства — например, всё тех же резиновых изделий, и открыть второе дыхание заводу, что особенно актуально в условиях импортозамещения. Звучит амбициозно — и вполне жизнеспособно.