Прямой эфир

Опасный «треугольник»: разрушенный завод на Обводном облюбовали подростки

Олеся Курдюкова
23 октября 2022, 03:17
Пожары продолжают возникать в здании, которое всё никак не признают памятником. Почему памятник промышленной архитектуры много лет стоит без дела?
Фото: Daniil Ivanov/globallookpress.com

Разрушенный завод «Красный треугольник» на набережной Обводного канала облюбовали подростки и любители необычных фотосессий. Прогулки по заброшенным корпусам, мягко говоря, небезопасны. Да и сами визитёры не слишком заботятся о сохранности зданий — на объекте культурного наследия участились пожары. Причём всё чаще там стали замечать именно детей. Как они туда проникают? Как остановить это паломничество к памятнику промышленной архитектуры? И можно ли избежать несчастных случаев?

«Ира-а-а!» — шестиклассницы наблюдают с земли за опасной операцией по спасению сумки, которую во время прогулки по крыше в дымоход уронила их подруга. Внутри ридикюля — маленькая жизнь: ключи, банковская карта, обычная карта и карта школьная.

— Я думаю, там очень страшно, потому что ты можешь какой-нибудь шаг сделать и куда-то, к примеру, провалиться, или на тебя что-то упадёт. Как я знаю, там лестницы совсем обвалены, — говорит одна из компании, Алёна.

Вместе с одноклассником девочка спустилась вниз. Операция успехом не увенчалась, но в саже дымохода ребята измазались от души.

Прогуляться по руинам «Красного треугольника» ребята отправились сразу после школы. И делают это довольно часто. Говорят, влечёт их туда флёр таинственности, витающий вокруг дореволюционных зданий.

На сегодня экскурсия закончена — нужно идти домой и делать уроки. Ну и ещё придумать историю о загадочном исчезновении сумки и её содержимого.

И всё же чаще всего на территории бывшего завода, где когда-то производили резиновые изделия, можно встретить фотографов, которые выбирают фоны для фотосессий с руинами.

Людей, рискнувших отправиться внутрь зданий, сотни — в интернете огромное количество подтверждающих это снимков и видео. Многие действительно серьёзно рискуют не только здоровьем, но и жизнями ради лучшего кадра.

А вот Лана и её друг пришли не для фотосессии. Им интересно прикоснуться к истории этого места. Правда, не всегда это получается сделать безопасно.

— Есть места, где кирпичи обваливаются, где лестница достаточно хорошо ещё сохранилась. Но если выше подниматься, то там есть места, где всё обвалилось — пустые шахты лифтов. На крыше — если закрыто, то более менее, а если открыто, то там уже не очень комфортно ходить, особенно если после дождя, — рассказала девушка.

Нередко прогулки по заброшенным корпусам приводят к пожарам. Горят старинные деревянные перекрытия, разрушаются уникальные кирпичные строения. Уследить за всеми гостями «Красного треугольника» невозможно. Доступ практически не ограничен.

Фото: Semen Likhodeev/globallookpress.com
Фото: Semen Likhodeev/globallookpress.com

Свыше 200 тыс. квадратных метров недвижимости завода принадлежат городу. И, согласно оценке экспертов, за 2021 год было законсервировано и оснащено охраной (а значит, сведено к минимуму количество несчастных случаев и пожаров) не более 10% от общего объёма разрушающихся зданий.

Комитет по охране памятников в прошлом году заплатил штрафов на 2,5 млн рублей — не смогли обеспечить сохранность объектов культурного наследия. Среди всех корпусов здесь было выявлено 80 памятников промышленной архитектуры.

— В настоящее время завершается проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объекта с целью обоснования включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве памятника регионального значения, определения границ и предмета охраны, — сообщали в Смольном.

Между тем из городской казны ежегодно тратятся немалые деньги на консервацию «Красного треугольника».

— Я бы разместил информацию, какие последствия от проникновения на этот объект, какая статья будет нарушена, какое наказание, штраф или срок. И указать риски для жизни. Проникая на объект, вы подвергаете себя опасности, жизнь и здоровье, — заявляет вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России Борис Григорьев.

Предупреждения, возможно, помогут ограничить число визитёров — но не сведут к нулю. Лучшим решением, по мнению градозащитников и депутатов, станет восстановление дореволюционных зданий совместно с бизнесом.

— Мне бы очень хотелось, чтобы такой монументальный исторический объект был приведен в порядок с привлечением инвесторов. Чтобы делали торговые площади, деловое пространство, — высказал своё мнение по телефону депутат Госдумы РФ Сергей Соловьёв.

Только вот очереди из инвесторов пока нет, и петербуржцы вынуждены наблюдать за уничтожением уникального памятника промышленной архитектуры.

— То, что нужно сохранять, — однозначно. Они неповторимы — вот эти бывшие цеха, где делали галоши и сапоги и прочее. Напомню, что именно отсюда вынесли первую советскую шину на синтетическом каучуке. Если привести в порядок, то это будет грандиозный памятник промышленной архитектуры, который обязательно нужно сохранить, — считает краевед Алексей Ерофеев.

Слышны предложения разместить небольшие производства — например, всё тех же резиновых изделий, и открыть второе дыхание заводу, что особенно актуально в условиях импортозамещения. Звучит амбициозно — и вполне жизнеспособно.