Прямой эфир

Убрать нельзя оставить: какая судьба ждёт ларьки на улицах Петербурга

Павел Панов
22 сентября 2022, 18:53
Ситуация с павильонами крайне странная. То они позарез нужны городу, то с ними ведут яростную борьбу. Так нужны ли городу ларьки? И если да, то какими они должны быть, где находиться, кому принадлежать или под чьей ответственностью находиться?
Фото: 78.ru

Пёстрые витрины со свежей и не очень прессой, журналы, кроссворды, а ещё карандаши, ручки и прочая мелочь, завезённая из Поднебесной. Очередей за газетами в киоски нет даже в таких проходных местах, как метро. Торговать прессой становится всё сложнее — читать стали меньше. Куда большую прибыль приносит продажа кофе, хот-догов и мороженого. И этим фантазия предпринимателей не ограничивается.

Неподалёку от станции метро «Площадь Мужества» на Политехнической улице, согласно карте РГИС, расположены несколько точек по продаже прессы. В витрине одной из них формально четыре журнала и одна газета — за 2020-й и 2021 годы. Издания выгорели на солнце. Зато внутри организована продажа шуб и манто.

Продавец Анна Пашнина признаётся: в целом торговля идёт не очень. Шубы берут мало, очки — тоже. Газеты вообще не продаются — просто от солнца закрывают.

Договор с торговой точкой заключён на несколько лет до февраля 2024 года. В год предприниматель должен платить около 62 тыс. рублей за 8 «квадратов», арендованных под этот павильон. Жирным текстом также прописаны цели размещения: информационно-торговый мобильный объект по реализации периодической печатной продукции.

Правила гласят, что прессы в газетном киоске должна быть не меньше 70%, остальные 30% — сопутствующие товары, что хорошее подспорье для петербургских предпринимателей.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В столице, например, такого нет. Только пресса — на 100%. А здесь же выгоревшие страницы глянца на фоне мехов потянут от силы процента на три. Причём многие бизнесмены и к таким условностям не прибегают — торгуют из газетных киосков всем подряд.

— Наших «овощных друзей», которые торгуют орехами и смесями под шапкой пресса, их доля велика — киосков 200 точно, по своим примерам знаю, 100-150 киосков точно. Под зонтиком «Печать» идёт ремонт телефонов и всё что угодно, — отмечает гендиректор сети газетных киосков Александр Соколов.

Облюбовали торговцы бесхозные киоски обанкротившихся «Союз» и «Роспечати». Естественно, никаких денег город не получает — вся прибыль оседает в карманах предпринимателей. А в Приморском районе замечены мобильные киоски. В случае проверки продавцы как раки-отшельники, уносят лёгкую конструкцию на себе.

— На этом месте на Наличной, 42, днём располагается павильон из металлопрофиля, торгующий фруктами и овощами с согласованным ассортиментом печатной продукции. Сегодня мы его с вами не обнаружили, но завтра он снова будет здесь и торговать фруктами и овощами, — говорит глава МО «Остров декабристов» Алексей Захаров.

За такой псевдогазетный киоск предприниматель платит городу несколько тысяч рублей в месяц — по льготной ставке. В бюджет поступает меньше денег, а у горожан становится всё меньше возможностей купить свежую прессу. В Петербурге, согласно нормативам, должно быть около 700 ларьков с журналами и газетами. Сейчас их вдвое меньше.

— Ну вот у нас было два ларька, шоссе Революции и Металлистов — там рядом были два ларька. Ни одного нету. Пойдёшь — и газетку купить негде. Разве это хорошо? Наоборот — чем больше, тем лучше, — считает жительница Петербурга Валентина Вавилова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Продавец газетного киоска Татьяна Полякова отмечает, что газеты берут часто, покупатели — разные.

— Берут и молодёжь, и пожилые люди. У нас и свой контингент, и есть постоянные клиенты — очень часто. Покупают и журналы, и газеты — больше всего покупают прессу, — рассказала она.

Восстановить баланс газетных киосков на душу населения взялись в Смольном. Сначала там заявили, что к концу года в Петербурге в спальных районах появятся 100 государственных киосков, которые город будет сдавать в аренду предпринимателям. Но потом планы скорректировали, и в рамках пилотного проекта откроют около десяти киосков, заявил Александр Ситов, первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.

— Были федеральные игроки на рынке «Союзпечать» и «Роспечать» — обанкротились. И на освободившиеся места, самые привлекательные, мы в этом году выберем для предпринимательства. Будут установлены наши городские киоски, в которых будет реализовываться печатная продукция, — сообщил чиновник.

Стоить один такой павильон будет около 1,5 млн рублей, плюс подключение к сетям. Не сразу специалисты комитета определились с внешним видом госларьков. Планировали предоставить на согласование в КГА свой проект, что подтвердила частично врио зампредседателя комитета Елена Крамскова.

— Для реализации печатной продукции они обращались. Был предложен вариант, был приложен, видимо как пример, они предлагали. То, что типовые будут установлены, такого в обращении не было, — сообщила она.

В результате остановились на существующем проекте — в форме павильона, с узнаваемой башенкой для вентиляции, квадратными колоннами и остеклением. Конкурс на аренду первого павильона в комитете планируют объявить в начале декабря. Примечательно, что каждый последующий лот будет разыгрываться по одному, а не сетью, что позволит участвовать и совсем малому бизнесу. Стоимость одного 1 кв. м киоска предварительно составит 1,2 тыс. рублей. Срок прямой окупаемости около 9 лет, косвенной — налоги, новые рабочие места с белыми зарплатами — 3-4 года. Всего в планах к концу следующего года разместить в спальных районах 200 государственных киосков.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В эффективности проекта сомневается депутат Заксобрания города Ирина Иванова.

— 200 ларьков — это большая сумма, 365 млн рублей, насколько я помню. Это всё равно деньги. Я не понимаю эффекта, потому что эти же денежные средства можно потратить на строительство небольшого детсада или половину школы. Давайте рассуждать именно так. Или капитального ремонта дорог, которого нам не хватает, — заметила она.

У бизнеса — свои тревоги. В столице, например, в результате реформы вместо 2,5 тыс. частных ларьков теперь работают 900 государственных. По словам главы Совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимира Меньшикова, у нас ожидается сценарий примерно столичный.

— В Москве был достаточно жёсткий путь. Всё старое было убрано. У нас наши власти говорят, что это будет параллельная история — государственные киоски и киоски частные на городской земле. Вот это, наверно, самое важное. Тогда мы, возможно, увидим конкуренцию. А вот кто будет эффективней управлять этим бизнесом — на мой взгляд, это будет интересно, — считает эксперт.

Комитет имущественных отношений тем временем планирует ликвидировать 2 тыс. из 8 тыс. работающих сегодня нестационарных торговых объектов. Под сокращение попадут ларьки-нарушители, а также киоски с истёкшим сроком аренды. А она у большинства собственников заканчивается в 2024 году. Продлевать соглашения с предпринимателями власти пока не торопятся.