Культура
17:4221 сентября 2022

Возрождение традиций: в Комарово прошла премьера детского дачного спектакля «Тень»

Дачный театр в Комарово существует уже 4 года. В труппе «Обыкновенное чудо» около 40 детей. Младшему из них всего два года.
Фото: 78.ru

В Курортном районе детский коллектив «Обыкновенное чудо» возрождает традицию летних спектаклей. Дачные театры были популярны в начале 20-го века. Один из самых известных работал в Комарово. Тогда в посёлке творили Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, братья Стругацкие и Евгений Шварц. Чем дачные театры отличались от городских, и почему имели небывалый успех, рассказывает телеканал «78».


На летней сцене в Комарово одна из самых известных пьес Евгения Шварца — «Тень». В ролях юные артисты, младшему всего 2 года.

— К каждому спектаклю мы готовимся целое лето, каждое лето для нас как маленькая жизнь. Мы все вовлечены в спектакль, — рассказывает художественный руководитель постановки Ульяна Заградина.

Дачный театр в Комарово существует уже 4 года. В труппе «Обыкновенное чудо» около 40 детей. Проводя летние дни за актёрским мастерством, ребята возрождают культуру сразу нескольких эпох. Так, в советские годы в Комарово в дачных спектаклях играла внучка академика Лихачёва — Зинаида Курбатова.

— Она попросила передать юным талантам следующее: «Дорогие ребята! Я рада, что вы продолжаете славные коморовские традиции, традиции дачников на корельском перешейке, которым уже более 100 лет. Ваш театр — это здорово!» — отметил депутат муниципального совета посёлка Комарово Юрий Куликов.

Традиция дачных постановок зародилась в начале 19 века. Театр был важным элементом дворянской культуры. Спектакли помогали изучать иностранные языки и дружить семьями. Интерес к театральному искусству постепенно перешёл и в 20 век. Тогда летом, казалось, весь Петербург переселялся на дачи. В ближайших пригородах и на курортах Финского залива жизнь приобретала особый столичный оттенок.

— Конечно, было много чисто дачных развлечений — прогулки вдоль моря, велосипедные прогулки, теннис — очень была интересная, разнообразная дачная жизнь. Но не хотели расставаться со своими театральными привычками петербуржцы. И вот для того, чтобы пойти в театр, дачнику петербургскому было не нужно возвращаться в Петербург, не нужно было ехать на зимние квартиры, — пояснила театровед Екатерина Боярская.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Всего было открыто около 20 дачных театров. Самые популярные из них в Комарово — театр «Ритцъ», а в Репино — театр «Прометей», который художник Репин по некоторым сведениям купил для своей жены Натальи.

— Эта территория в то время и прежде была Финляндией. Финляндия входила в состав Российской империи, и она обладала определённой автономией. Поэтому свирепая цензура имперская не была так свирепа на этих территориях. Значит на этих землях можно было поставить такие спектакли, которые в других местах поставить было никак нельзя, — заявила кандидат наук, доцент филологического факультета СПбГУ Юлиана Каминская.

Иногда постановки были настолько смелы и прогрессивны, что на них приезжали специально из Петербурга. Так, однажды в театре Озерки, который тогда находился за городом, новый спектакль готовила начинающая актриса Вера Комиссаржевская. За 15 минут до начала она обнаружила, что зал пуст.

— Без пяти минут до начала спектакля — никого. И вот без одной минуты до начала спектакля приходит электричка, вся электричка оказалась зрителями этого спектакля. Молодёжь, студенты на этой электричке прибыли из Петербурга, и мгновенно зал заполнился, и спектакль прошёл триумфально, — говорит Екатерина Боярская.

Не пропускали дачные постановки и представители петербургской прессы. Правда, освещали их скромно.

— Вчера в нашем дачном театре состоялся спектакль. Давали пьесу «Перепутались, а потом распутались» — так называется пьеса. Исполнители все были на своих местах. Публики было много. Чаще бы устраивать вместо пьянства и карт подобные разумные развлечения, — гласила заметка тех лет.
— Театры эти были, конечно, не такие как скажем Александринский или Мариинский. Естественно, таких грандиозных строений тут никто и не думал выстраивать. Это иногда был просто большой сарай, иногда даже с земляным полом. Климат у нас, конечно, иногда подводил. Бывало и холодно, и сыро в этих театрах, но ничего — ради искусства всё терпели, — отмечает театровед.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Несмотря на полевые условия, целый театральный сезон в Зеленогорске провёл Всеволод Мейерхольд. Он возглавлял товарищество актёров, писателей, музыкантов и живописцев, инициатором создания которого была Любовь Блок. А на даче в Комарово отдыхали Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, братья Стругацкие и Евгений Шварц. Они и сделали посёлок театральной столицей Курортного района.

Живописная природа Комарово буквально заставляет творить. На берегу Финского залива дача Анны Ахматовой, дом отдыха писателей, дом отдыха театральных деятелей и, наконец, библиотека, которая стала настоящим творческим центром Комарово.

Именно в библиотеке юные артисты начнут подготовку к новому театральному сезону. «Два клёна», «Золушка», «Дракон» — какую следующую пьесу Шварца поставят на импровизированной сцене, узнаем следующим летом. Возможно, тогда к дачным театральным традициям присоединится и старшее поколение.

Театры
Новости партнеров