Прямой эфир

Торговля нового формата: что ждёт исторические рынки Петербурга?

Олеся Курдюкова
21 сентября 2022, 13:33
Всё чаще в Северной столице появляются пространства, слабо напоминающие привычные места продажи продуктов. На днях открылся первый в СССР «стеклянный рынок» – Московский, который напоминает Василеостровский своим обилием заведений.

Осенняя пора — традиционное время сбора урожая и, конечно же, его реализации. Многие петербуржцы всевозможные дары природы и плоды человеческого труда привыкли покупать на городских рынках — которые, собственно, для этого и были построены. Только вот в последнее время вместо них появляются пространства, лишь отдалённо напоминающие классические места торговли продуктами.

Вот, например, в субботу открылся после обновления Московский рынок у станции метро «Электросила» на улице Решетникова — территория с гастрономическими лавками, зонами отдыха и фуд-холлом. И… небольшим количеством продуктов, которые можно купить и приготовить дома самому.

Почему новый формат общепита вытесняет тот, что существовал столетиями? В выигрыше или в проигрыше от этого окажутся потребители?

Прощай, рынок?

Столь масштабно — средь белых мраморных стен, восстановленных парадных лестниц с чугунными перилами, в окружении приглашённых звёзд, урбанистов и писателей — в Петербурге отмечают старт новой жизни первого в СССР «стеклянного рынка» — Московского. Билеты на церемонию — платные. Угощения — из популярных ресторанов Северной столицы. Которые здесь и доминируют.

Обновлённое пространство уже называют гастрономическим местом силы Московского района. Сейчас здесь открыто порядка 20 точек общественного питания, в ближайшем будущем появится ещё столько же. Рынок — формально — тоже остался. Правда, отыскать пару торговых рядов на площади в 4000 кв. м уже не так-то просто.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Московский рынок обновили по подобию Василеостровского, который в качестве модного гастромаркета тот работает уже четвёртый год. По словам создателей, новый формат пришёлся горожанам по вкусу: в рекордные дни пространство посещают до 14 тыс. человек.

— Здесь просто стоит задать вопрос нам, сколько раз мы едим дома теперь. Кажется, что мы стали есть дома меньше, чем раньше. Соответственно, также выглядят и современные рыночные пространства. Безусловно, продукты на рынке должны сохраняться. Рынок позволяет выбрать, взять что-то с собой, позавтракать, поработать с ноутбуком, вариантов масса, — говорит Ольга Никифорова, один из создателей проекта обновления рынков Петербурга.

Владелец ресторана индийской кухни Антон Куперов в свою очередь отмечает, что на лицах горожан часто читается удивление от нового формата. И не всегда приятное — мол, «что, опять общепит?».

— Это не только общепит будет, это такое место культурного слоя, надеюсь. Вайб хотим, чтобы был на районе здесь, — заявил Куперов.

На остальных городских рынках — их в городе 12 — «вайб» иной. Сложно поверить, что когда-то здесь кипела жизнь. Теперь об этом вспоминают лишь экскурсоводы.

— Как-то на праздник, насколько помню, на Рождество, на двух рынках так азартно покупали петербуржцы вещи и подарки, что забыли трёх детей, которых доставили в полицейские участки… Это Петербург более века назад, — напоминает член Союза писателей Ярослав Любимов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Встретить настоящую фермерскую продукцию на прилавке сейчас — удача.

— Нет, уже этого нет, поэтому говорить о таком вот сельхозрынке не приходится, потому что это всё существует на базах — фруктовых, овощных и так далее. … Исчезает само понятие колхозного рынка вместе с колхозами. Пространство сужается, но всё равно оно должно быть где-то, у нас оно должно сохраняться, — убеждена депутат Заксобрания Ирина Иванова.

И дело не в том, что фермеров стало меньше. Колхозникам теперь продавать у прилавка невыгодно, говорит глава КФХ Алексей Быков. Логистика, перевозка, аренда торгового места и персонал для продажи — слишком дорого даже для крупных игроков. Да и зачем куда-то везти, если покупатели сами приезжают за только что собранным картофелем?

— Мне выгодно, например, продавать с места по 15 рублей, частнику — по 20. Если я повезу на эти точки, чтобы как-то окупить, это будет 30 и выше рублей, далеко за 30, кто будет брать дорогую продукцию? Мне выгодно возить, например, на базы, — пояснил фермер.

Сделать рынок модным

Всё это замечают и покупатели. Когда-то Нонна Замятнина была поклонницей рыбного отдела на Мальцевском, теперь предпочитает обходить ставший по сути торговым центром и изрядно обветшавший рынок стороной.

— А здесь есть производитель? Нет, от слова совсем. Здесь есть перекупщики, которые продают по крайне завышенным ценам товар иногда хороший, иногда сомнительный… А во-вторых, ну просто противно заходить в это здание, — говорит Нонна.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Вопрос о будущем исторических рынков в Петербурге поднимается всё чаще. Молодёжь активно тянется к фуд-холлам, но сторонников классического формата тоже немало.

— Я люблю рынок! Мне всё можно попробовать, мне всё дадут отрезать, я выбираю, своей рукой могу набрать, понимаете? Покупаю со стопроцентной уверенностью в том, что я покупаю. Я попробовала — убедилась — взяла, — описывает плюсы покупательница Светлана Мирошниченко.

Как привлечь фермеров и удержать внимание покупателей — вопрос наболевший для владельцев и арендаторов торговых площадей. Преобразить территорию, например, решили на Сытном рынке: на улице поставить крытые павильоны, историческое здание — реконструировать, а вот внутри — оставить всё практически как есть. Напомнив при этом жителям, что на рынке можно не только торговать, но и торговаться.

— Задача — улучшать этот жанр, делать его снова модным, учить этому людей, показывать, что это здорово, показывать, что в этом нет неловкости, а, наоборот, здоровое общение… Рынки всё же должны стать пространством живого общения, пространством, где вы должны выбирать, там, где вы активно вовлечены в этот процесс, — считает директор по развитию Сытного рынка Мария Элькина.

Старый лучше новых двух

От модного формата фуд-холла пока отказываются и на трёх рынках, которые принадлежат городу: Хасанском, Гражданском и старейшем в Петербурге — Кузнечном.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По мнению Виктора Перова, исполнительного директора дирекции по управлению рынками СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров, работ и услуг», развивать фуд-корты не всегда целесообразно.

— Лучше всё-таки расширить торговлю кулинарией, полуфабрикатами, приглашать региональных операторов, вести работу с фирмами из других регионов, — заявил собеседник.

Впрочем, городские площадки вскоре тоже изменятся: на Гражданский рынок планируют привлекать самозанятых ремесленников для организации мастер-классов, на Хасанском — устраивать региональные ярмарки, а Кузнечный — видоизменить, начав с реконструкции фасада и внутренней планировки.

— Те места, которые были не востребованы, они были убраны, и организовываются торговые площади по более приемлемым ценам для того, чтобы приезжали те же самые фермеры, чтобы им было интересно, и рынок развивался, и фермеры могли реализовать свою продукцию. Также на Кузнечном рынке предоставляются места бесплатно для садоводов и огородников для реализации своей продукции, — добавил Виктор Перов.

Но и такие изменения рискуют остаться незамеченными, утверждают эксперты. Ведь главным двигателем торговли даже на рынке с вековой историей остаётся реклама. Особенно в мегаполисе.

— Посмотрите на все сетевые магазины, они все ре-кла-ми-ру-ют-ся. Они все рассказывают, что у них там есть. Они привлекают различными бонусами, различными там акциями и так далее. Если из рынка сделать примерно то же самое — это может быть хорошая альтернатива, причём качественная на самом деле альтернатива сетевым магазинам. Только для этого все равно нужна реклама, для этого нужно брендирование, для этого нужна какая-то такая история, — заявил Михаил Шконда, президент ассоциации фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

В качестве одного из вариантов продвижения петербургских рынков эксперты предлагают, например, объединение исторических пространств под единым брендом. И, конечно, создание более выгодных условий для фермеров. А главное — сохранение рынков в классическом понимании этого слова. Впрочем, и создатели новомодных фуд-холлов останавливаться на достигнутом не собираются.

Не исключено, что гастрономических мест силы в скором времени в Петербурге станет больше. А развиваться есть куда: из 22 городских площадок, предусмотренных для организации рынков, сейчас заняты лишь 12. Остальные земельные участки уже длительное время остаются невостребованными.