Онкологические заболевания по смертности занимают второе место во всём мире, и сегодня врачи и учёные на первой в стране конференции по тераностике обсуждают, как можно это изменить.
Радиофармпрепараты накапливаются в опухолевых клетках и как мощный прожектор могут осветить пораженный орган на экране диагностического аппарата. Если увеличить дозу — они уничтожат и онкологические клетки, не навредив (в отличие от химиотерапии) здоровым. Это тераностика — новая веха в борьбе с онкозаболеваниями, когда одновременно проводится и диагностика, и лечение.
— Концепция гласит, что препарат сам должен искать проблемный орган в нашем случае опухоль и убивать её. В общем, если вначале это являлось научной фантастикой, то с появлением таргетной терапии это стало реальностью. Это препараты, которые настроены на определённые патогенные, неправильные, испорченные опухоли, — пояснил Антон Буздин, профессор Первого МГМУ им И.М Сеченова, доктор биологических наук.
Первая в стране научная конференция по тераностике собрала больше шестисот учёных и врачей.
— Вот наше растущее понимание, как на молекулярном уровне выглядит клетка, нам позволяет более прицельно и более эффективно применять инструменты тераностики и добиваться излечения пациента, — отмечает ведущий научный сотрудник НМИЦ эндокринологии Минздрава РФ, кандидат медицинских наук Мария Воронцова.
Вице-губернатор Северной столицы Олег Эргашев в свою очередь подчеркнул, что злокачественные новообразования выходят сейчас уже на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний среди причин смерти наших граждан. И такая ситуация практически во всём мире. А новые методы и в онкологической хирургии сводят на нет возможные осложнения после операций.
Полгода назад у жителя Краснодарского края Сергея Лунёва врачи обнаружили опухоль в щитовидной железе.
— Там атипичные клетки и есть 50 на 50 на раковые заболевания. Ну вот поэтому решили оперироваться. Когда ждёшь — тяжеловато, ну ничего, настроение нормальное, — рассказал он.
Операция выполнялась с использованием метода ICG, когда в организм водится вещество-краситель. Заполнив сосуды, он даёт свечение. Чем ярче — тем лучше кровоснабжение. А если его нет — это сигнал для врачей: что-то не в порядке.
— Мы выполнили уникальные операции на щитовидной железе с применением флюоресцентной навигации, которые позволили нам более тщательную визуализацию анатомических структур, — раскрыл детали хирургического вмешательства Евгений Токаренко, главный врач клиники «Мой медицинский центр» в Геленджике.
Как пилот не может управлять самолётом без показаний приборов скорости, высоты, траектории, так и врач не может увидеть всё глазами. Недавно был создан и в начале года зарегистрирован российский аналог такого необходимого всем хирургам контрастного вещества.
— Это биоэквивалент, полный эквивалент. Он даже получился чище и безопасней, чем зарубежный препарат. И главное, что сегодня изменилось в нашей жизни, — то, что медицина стала заказчиком. Не потребителем, а заказчиком — это очень важный момент, — отдельно подчеркнул Павел Румянцев, главный онколог-радиолог Группы компаний «Мой медицинский центр», доктор медицинских наук.
Планируется, что встречи лучших врачей и учёных по тераностике в Петербурге станут ежегодными.
Сегодня медицина развивается такими темпами, что уже в России, например, есть случаи, когда удается победить рак и на последней стадии. Это касается не всех видов онкологии, но учёные не останавливаются в поисках.