Петербург — в лидерах по повышению цен на школьные принадлежности. По сравнению с прошлым годом, всё подорожало на 31%. Что касается школьной формы, то сейчас у российского производителя самая горячая пора. После ухода зарубежных брендов опустевшие ниши заняли отечественные. Судя по отзывам — наши фабрики радуют потребителя качеством. Ассортимент хороший как для младших, так и для старших классов. Однако смогут ли российские бренды в полной мере конкурировать с тем, к чему привыкли потребители? И справятся ли объёмом заказов? В этом вопросе разбиралась корреспондент 78.ru.
Девятилетняя петербурженка Луиза Оганян пополняет гардероб школьной одежды перед новым учебным годом. В этот раз среди покупок — модели исключительно российского производства.
— Иностранный масс-маркет мне, если честно, порядком надоел. Потому что всё примитивно и не всегда качественно. Здесь одежда очень удобная. Нравится, что у них вся одежда эксклюзивная, да и ассортимент огромный, — говорит Элиза Оганян, мама школьницы.
В погоне за эксклюзивным школьным луком от отечественных кутюрье у Элизы теперь много конкурентов. Западные бренды с рынка ушли. И у российских производителей этим летом заказов стало вдвое больше обычного.
— К нам приходит огромное количество запросов на закупку оптом, приходит много розничных клиентов — выбирают, надевают, покупают. Из разных городов. Делают предзаказы ещё в январе—феврале, — делится директор по развитию бренда детской одежды Виктория Шнейдер.
Полсотни швей строчат, чтобы успеть всех одеть к 1 сентября. Но подводят западные поставщики сырья. Закупленные за границей материалы опоздали на полтора месяца — из-за сложной логистики после отказа многих иностранных партнёров от сотрудничества с российскими брендами. Все эти проблемы бьют и по стоимости школьной одежды.
По оценкам рекрутинговых агентств, сборы в школу в этом году ощутимо подорожали. В лидерах — Петербург. Здесь средние расходы, в сравнении с прошлым годом, выросли на 31%. В Москве уровень «школьной инфляции» лишь на один процент ниже. Чтобы ограничить рост цен, производители стараются переходить на более дешёвое и доступное отечественное сырьё.
— Сейчас цены на материалы довольно высокие. Но всё равно, если сравнивать их с ценами европейских поставщиков, российское стоит дешевле, потому что меньше расходов на доставку и на таможню. А цены плюс-минус, конечно, одинаковы. Несколько российских фабрик, которые поставляют нам комплектующие, в том числе и подошвы. К нашему счастью, это, конечно, гораздо проще — использовать российские материалы. Мы получаем их быстрее и без проблем с таможней, — поясняет основатель обувного бренда Мила Разгуляева-Благонравова.
Но перейти на отечественные компоненты полностью за несколько месяцев не получилось. Качество тканей и фурнитуры пока не соответствует запросам производителей. На этом предприятии кожу для обуви закупают в Рязани и Ярославле. Производят — в Петербурге.
Те же подошвы и аксессуары для ботинок пока приходится закупать на западе. Чтобы наладить российские качественное производство, нужно время.
— Потому что для производителей основная проблема — это разного рода бюрократические проволочки. Где для открытия производства нужно огромное количество нормативных актов, — сетует маркетолог Андрей Капитонов.
Особенно, если речь идёт о частных цехах. После ухода из России гигантов масс-маркета школьной формой занимаются именно небольшие предприятия. Ситуация с тканями тоже непростая: сегодня для производства нужны не чистый хлопок или шерсть, а высокотехнологичные материалы.
— У нас четыре вида тканей. Для рубашек и блузок — это всегда хлопок. Может быть с эластаном, но в основном это хлопок. Полиэстер мы не используем. Для костюмной группы — это смешанные костюмные ткани. Там всегда есть вискоза и какой-то процент полиэстера, эластана, — объясняет владелец бренда детской одежды Светлана Злотникова.
Вискозу в Россию поставляют в основном из Китая и Индии. Хлопок — из Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и Узбекистана. Крупнейший производитель эластана — Китай. Так что, проблем с поставками основных материалов быть не должно. А что из них шить, отечественные дизайнеры придумают. В российской школьной моде уже наметились свои тренды — более смелые и свободные модели, обязательно — с яркими деталями.
— Больше прямые силуэты, это может быть также микс кэжуал и стиля преппи. Сюда можем вводить вязаные жилетки, кардиганы. Свободная форма брюк, то есть не классические, а для девочки, например, это может быть широкая юбка-брюки в форме кюлот. Или юбка с запахом, — рассказывает дизайнер Эльвира Романенко.
Одним словом, выбрать оригинальную модель российского производства у нашей героини Луизы точно получится, ну, а насколько качественной окажется отечественная школьная форма — точно станет ясно к следующему сезону.
Видео: 78.ru